20 июня 2018 года Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 73983-5 «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации». Законопроектом предлагается изменить порядок зачета времени содержания лица под стражей (до вступления приговора суда в силу) в срок отбывания наказания в виде лишения свободы.
Как пояснил один из авторов законопроекта – председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников, предлагаемый порядок основывается на применении коэффициента при исчислении срока отбывания наказания, а также виде исправительного учреждения, назначаемого судом. «Изменения должны послужить гуманизации уголовно-исполнительной системы и реализации принципа справедливости», – сказал Павел Крашенинников.
Предлагается время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывать в срок отбывания наказания следующим образом. «При отбывании наказания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня. В случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста – один день за два дня. Для исправительных работ и ограничения по военной службе – один день за три дня. В случае обязательных работ – из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ», – рассказал Павел Крашенинников.
В случае лишения свободы предлагается засчитывать один день содержания лица под стражей в следственном изоляторе (СИЗО) следующим образом. При отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях строгого и особо строгого режима – за один день. При отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии – за полтора дня. При отбывании наказания в колонии-поселении – за два дня.
Не предусматривается распространение предлагаемого порядка на лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, связанных с оборотом наркотиков, с посягательством на конституционный строй страны, преступлений, связанных с террористической деятельностью; при особо опасном рецидиве. А также в отношении осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы сроком на 25 лет.
«Предлагается также не применять указанный повышающий коэффициент в период нахождения осужденного в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа, либо едином помещении камерного типа в случае применения мер взыскания к осужденным. А также если осужденный отбывает наказание в строгих условиях в воспитательной и исправительной колонии», –сообщил Павел Крашенинников.
Время нахождения лица под домашним арестом будет засчитываться в срок содержания под стражей до суда и в срок лишения свободы – из расчета два дня домашнего ареста за один день нахождения в СИЗО и лишения свободы.
«Не секрет, что в следственных изоляторах подозреваемые и обвиняемые содержатся в камерах и практически не имеют возможности для занятий каким-либо видом деятельности. В течение дня им предоставляется только часовая прогулка в прогулочном дворе. В то же время большая часть из них впоследствии приговариваются к отбыванию наказания в исправительные учреждения, условия содержания в которых значительно гуманнее. В случае принятия законопроекта он будет иметь обратную силу, так что срок отбывания наказания уменьшится у значительного числа осужденных», – отметил Павел Крашенинников.
Положения законопроекта, после его принятия, подлежат исполнению следующим образом:
1) в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона – в отношении лиц, отбывающих наказание в воспитательной колонии и колонии-поселении;
2) в течение полугода – в отношении отбывающих наказание в исправительной колонии общего режима; лиц, отбывающих наказание в виде обязательных, исправительных, принудительных работ; ограничения свободы; а также в отношении военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части и в виде ограничения по военной службе.
Нормы, аналогичные рассматриваемому законопроекту, предусмотрены в действующих уголовных кодексах многих стран: стран СНГ и Балтии; Австрии, Дании, Германии, Швейцарии, Испании, Норвегии, Японии, КНР и других. Зачет предварительного заключения в срок наказания производился и советским уголовным законодательством. «А рассматриваемому законопроекту сегодня ровно десять лет: 20 июня 2008 года он был внесен нами в Государственную Думу», – отметил глава Комитета, добавив, что законопроект направлен на реализацию принципа справедливости в отношении осужденных к лишению свободы и не позволит недобросовестным правоохранителям наказывать до приговора суда.
«Надеюсь, что данная новелла также приведет к более взвешенному подходу при избрании такой меры пресечения, как взятие под стражу», – резюмировал Павел Крашенинников.