Сегодня – «день рождения» знаменитого «Черного квадрата», написанного в 1915 году русским художником Казимиром Малевичем. Для одних это – икона мирового авангарда, для других – удивительный феномен, но равнодушных, как правило, нет.
Одним из самых важных вопросов, интересующих многих – это, конечно же, смысл картины. Тем более что и сам художник, будучи человеком деятельным и щедрым, не делал из этого тайны, однако подводил под объяснение такое большое количество теории, что разобраться человеку, далекому от искусства, сложно.
Если коротко, то «Черный квадрат» - произведение революционное не только по времени написания, совпавшему со сменой власти в Российской Империи, но и в художественном плане. Оно буквально ниспровергает основы прежнего искусства.
Малевич хотел как можно дальше уйти от изображения предметов, и достиг апофеоза беспредметности таким нетривиальным способом. Картина выражает отрицание всего – и формы, и цвета.
Другое значение «Черного квадрата» – идеологическое. Впервые картина была продемонстрирована на итоговой футуристической выставке «0,10» 19 декабря 1915 года (1 января 1916 года) в «Художественном бюро Н.Е. Добычиной». «Черный квадрат» был при этом повешен совершенно нетипичным образом – наискось, в «красном углу», так, как в русских домах вешали иконы. О том, что большевики активно боролись с религией, считая ее пережитком прошлых лет, наверное, напоминать не нужно.
Однако не нужно кидаться в крайность и думать, что «Черный квадрат» - это некий символ Антихриста. Он символизирует не зло и не отрицание человеческих ценностей, а напротив, победу активного, целеустремленного человека над природой, подчинение мира собственным законам, преобразование действительности под себя. Это доказывает и то, что первый образ «Черного квадрата» возник в эскизах Малевича к постановке оперы М.В. Матюшина «Победа над Солнцем», где вместо солнечного диска был изображен черный квадрат.
Сам Казимир Малевича считал своим главным произведением именно «Черный квадрат». Примечательно, что даже похороны художника его друзья, согласно завещанию, устроили, щедро используя этот символ. В итоге проводы Малевича можно без преувеличения назвать еще одним актом искусства.
Черный квадрат был нашит на холст, покрывающий тело художника, он также был нарисован на крышке гроба в том месте, где покоилась голова; кроме того, он красовался среди цветов на трибуне при проведении гражданской панихиды по художнику, и так далее. И неудивительно – при жизни Малевич уделял большое внимание символам и философии обрядов.
В заключение стоит отметить, что в русском изобразительном искусстве есть два периода, которые считаются поистине великими и новаторскими, такими же как Возрождение в Италии или античное искусство Древней Греции. Это иконопись Древней Руси и русский авангард. И без Малевича русский авангард вряд ли стал бы таким, каким сейчас известен во всем мире.