Найти тему
Словодел

«Черный квадрат»: история и значение мировой иконы авангарда

Сегодня – «день рождения» знаменитого «Черного квадрата», написанного в 1915 году русским художником Казимиром Малевичем. Для одних это – икона мирового авангарда, для других – удивительный феномен, но равнодушных, как правило, нет.

Одним из самых важных вопросов, интересующих многих – это, конечно же, смысл картины. Тем более что и сам художник, будучи человеком деятельным и щедрым, не делал из этого тайны, однако подводил под объяснение такое большое количество теории, что разобраться человеку, далекому от искусства, сложно.

Если коротко, то «Черный квадрат» - произведение революционное не только по времени написания, совпавшему со сменой власти в Российской Империи, но и в художественном плане. Оно буквально ниспровергает основы прежнего искусства.

Малевич хотел как можно дальше уйти от изображения предметов, и достиг апофеоза беспредметности таким нетривиальным способом. Картина выражает отрицание всего – и формы, и цвета.

Другое значение «Черного квадрата» – идеологическое. Впервые картина была продемонстрирована на итоговой футуристической выставке «0,10» 19 декабря 1915 года (1 января 1916 года) в «Художественном бюро Н.Е. Добычиной». «Черный квадрат» был при этом повешен совершенно нетипичным образом – наискось, в «красном углу», так, как в русских домах вешали иконы. О том, что большевики активно боролись с религией, считая ее пережитком прошлых лет, наверное, напоминать не нужно.

-2

Однако не нужно кидаться в крайность и думать, что «Черный квадрат» - это некий символ Антихриста. Он символизирует не зло и не отрицание человеческих ценностей, а напротив, победу активного, целеустремленного человека над природой, подчинение мира собственным законам, преобразование действительности под себя. Это доказывает и то, что первый образ «Черного квадрата» возник в эскизах Малевича к постановке оперы М.В. Матюшина «Победа над Солнцем», где вместо солнечного диска был изображен черный квадрат.

-3

Сам Казимир Малевича считал своим главным произведением именно «Черный квадрат». Примечательно, что даже похороны художника его друзья, согласно завещанию, устроили, щедро используя этот символ. В итоге проводы Малевича можно без преувеличения назвать еще одним актом искусства.

Черный квадрат был нашит на холст, покрывающий тело художника, он также был нарисован на крышке гроба в том месте, где покоилась голова; кроме того, он красовался среди цветов на трибуне при проведении гражданской панихиды по художнику, и так далее. И неудивительно – при жизни Малевич уделял большое внимание символам и философии обрядов.

В заключение стоит отметить, что в русском изобразительном искусстве есть два периода, которые считаются поистине великими и новаторскими, такими же как Возрождение в Италии или античное искусство Древней Греции. Это иконопись Древней Руси и русский авангард. И без Малевича русский авангард вряд ли стал бы таким, каким сейчас известен во всем мире.