Найти тему
muntaqa.info

Смысл хадиса: "Нет итикафа, кроме как в трех мечетях". Шейх Мухаммад ибн Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкыты

Ролик:

Вопрос: «Действительно ли слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Нет итикафа (затворничества), кроме как в трех мечетях», — конкретизируют обобщенный довод, который содержится в словах Всевышнего Аллаха: «… Когда вы затворились в мечетях» (Корова, 187), — и не разрешен итикаф, кроме как в этих трех мечетях (Запретная в Мекке, Пророческая в Медине, аль-Акса в Иерусалиме)? Да вознаградит вас Аллах».

Шейх: К хадису «нет итикафа, кроме как в трех мечетях» у ученых два подхода. Они говорят, что это отрицание в слове «нет» является отрицанием определенного шариатского смысла. А отрицание, которое относится к шариатскому смыслу, как мы узнали из Корана и сунны, может быть двух видов.
Первый: когда под ним подразумевается отрицание полноценности.
Второй: когда под ним подразумевается отрицание действительности.

Примером отрицания шариатского смысла, которое служит отрицанием полноценности, являются слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Нет веры (имана) у того, кто не хранит доверенное». Приверженцы сунны и единой общины (ахлю ас-сунна уаль-джамаа) на том, что это отрицание (веры) является отрицанием полноценности. И не имеется ввиду полное отрицание веры, в отличие от того, что говорят хариджиты. Ахлю ас-сунна говорят: здесь подразумевается отрицание только полноценности веры, поскольку есть другие достоверные тексты о том, что вера не становится недействительной из-за того, что стала меньше, чем полноценная.

Слова «нет веры» являются отрицанием веры. Вера — шариатский смысл. Отрицание коснулось шариатского смысла, то есть «веры», и было понято как отрицание полноценности, поскольку пришли другие тексты, которые указывают на то, что подразумевается полноценность.

Также отрицание шариатского смысла может означать отрицание действительности. Как в словах пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Аллах не примет молитву того из вас, кто осквернится, пока он не совершит малое омовение (вуду)». — Это отрицание действительности и принятия в самой основе. И не выносится решение о действительности поклонения или того, что оно засчитано — речь идет о намазе — если оно совершено не в состоянии чистоты. Поскольку это отрицание отнесено к принятию и означает отрицание действительности.

Исходя из этого ученые сказали, что если пришел текст, в котором содержится отрицание шариатского смысла, то мы смотрим: если тексты в общем подтверждают действительность, то мы остается на этом. Как со словами Всевышнего: «И не приближайтесь к ним (женщинам), когда вы затворились (делаете итикаф) в мечетях». (Корова, 187) — Они указывают на свободу в совершении итикафа во всех мечетях. И (потому) отрицание (итикафа, кроме как в трех мечетях) уходит со своего внешнего значения — отрицания действительности, и понимается в значении отрицания полноценности.

Затем, в самом хадисе есть то, что указывает на отрицание полноценности. «Нет итикафа» — полноценного — «кроме как в трех мечетях». Ведь у этих трех мечетей такие достоинства, которых нет у других. В Запретной мечети молитва (намаз) равна 100 000 молитв в других, и там же благодать тауафа вокруг Дома Аллаха (Каабы). Что касается Мечети пророка, мир ему и благословение Аллаха, то молитва в ней равна 1 000 молитв в других. И что касается мечети аль-Акса, то молитва в ней равна 500 молитвам в других.

Словно бы с совершающим итикаф в этих трех мечетях не может сравнится кто-либо другой, как много бы он ни поклонялся (в других мечетях). Поскольку (в этих трех мечетях) он получит ту благодать, которая есть только в этих трех мечетях.

В основах права есть правило: если у хадиса возможны два значения, одно из которых противоречит другим текстам, а другое не противоречит, и наиболее ощутимый смысл текста соответствует одному из значений, то обязательно понимать его в соответствии с ним. И поскольку у этих (трех) мечетей есть отличительная особенность и благодать, то это служит доказательством того, что слова «нет итикафа» означают «нет полноценного итикафа». Из-за отличительной особенности этих мечетей и указания шариата на наличие у них особой благодати.

Таким образом, сильным становится (мнение) об отнесении хадиса к полноценному итикафу. Это мнение подавляющего большинства праведных предшественников, да помилует их Аллах. В соответствии с этим мнением дали фатву четыре имама — что разрешено делать итикаф (затворничество) не только в трех мечетях.

А Муджахид ибн Джабр, да помилует его Аллах, один из имамов праведных предшественников, ученик Ибн Аббаса, да помилует его Аллах, склонился к мнению, что недействителен итикаф, который совершается не в одной из трех мечетей. Это мнение также выбрали некоторые поздние из ученых. У этого мнения есть своя основа во внешнем смысле хадиса. И кто придерживается его, тот не совершает итикаф нигде, кроме этих трех мечетей.

Но очевидно и более сильно то, что можно совершать итикаф не только в этих трех мечетях. И что благодати трех мечетей и преуспеяния того, кто совершает в них итикаф, не заполучить другому (в другой мечети), из-за того, что пришло в хадисах о великих исключительных особенностях этих мечетей, как это не скрыто.

И Всевышний Аллах лучше знает.
_________________________

Источник: https://muntaqa.info/vtreh
Телеграм-бот:
http://telegram.me/muntaqa_info_bot
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh