Отличная сдача ЕГЭ собственными силами и многолетний привычный статус "гордость школы" вовсе не означают, что успех в карьере будет даваться ребенку легко. Выйдя за ворота школы, он оказывается в мире, где ему снова надо начинать путь к вершине "с нуля". Для многих это оказывается непосильной ношей, и истории этих бывших звездочек пополняют статистику, говорящую о том, что дерзкие пофигисты-троечники и ничем не примечательные, но ровные "хорошисты" часто достигают гораздо больших успехов в жизни, чем те, у кого они когда-то списывали на уроках и кого родители ставили им в пример.
Почему так происходит? Вот 5 важных причин:
1. Отличники - это, как правило, дети из благополучных семей (не всегда, но в основном). Не обязательно богатых, не обязательно полных, но, как правило, таких, где у ребенка есть возможность заниматься, развиваться, где над ним "стоят" и "трясутся", чтобы он рос таким замечательным. Это значит - инкубатор, теплица. Дети растут как бы внутри киндер-сюрприза, где шоколадно-ванильные стены оберегают от рисков внешнего мира. И при попадании за пределы этих стен дети испытывают мощнейший стресс. Шоколад и ваниль - это не плохо, нет. Но даже царских детей возили смотреть на жизнь простых крестьян, чтобы они понимали, что и как устроено в этом мире. А нашим детям престолы не светят. Поэтому надо стараться адаптировать их к внешнему миру заранее - аккуратно, бережно, но максимально информативно. У детей должен сформироваться иммунитет к внешнему негативу. А шоколад и ваниль этому мешают.
2. Дети, которые развиваются хорошо и быстро с младенчества, рискуют попасть в плен перфекционистских устремлений родителей и стать жертвой небезопасного для психики эксперимента под названием "растим отличника". Эти дети насильно заражаются вирусом перфекционизма - родители думают, что для будущего это очень полезно. Будучи изначально обычными уравновешенными детьми, со временем они начинают расстраиваться и плакать из-за "четверок", нервно трястись перед экзаменами, испытывать недостаток уверенности в себе, страдать губительной гиперответственностью, приводящей в итоге к отказу от принятия каких-либо серьезных самостоятельных решений. Таким детям будет в жизни очень тяжело. Очень! Вполне возможно, что в последних классах школы такой ребенок вдруг пошлет все на фиг и полностью "забьет" на занятия, оценки, будущее и ваше мнение по этому поводу. Он убежит из вашего эксперимента и будет ломать свою жизнь назло. Если вы узнаёте свою ситуацию, пока не поздно, сворачивайте эксперимент. Дайте ребенку свежий воздух и постарайтесь устранить причиненный вред, сохранив в нем все хорошее.
3. Имплантированный перфекционизм отличника не дает ребенку расслабиться ни на минуту. Дети-перфекционисты плохо спят, медленно засыпают, тяжело переживают стрессы, имеют осложненную психосоматику. Многие из них говорят "мой мозг всегда работает, никогда не спит и часто мешает мне жить, просто жить". Даже при отсутствии внешних стрессов ребенок привычно моделирует и создает для себя стрессы сам. Перфекционизму часто сопутствуют интеллектуальные фобии - вроде боязни микробов, редких болезней и др. Психика такого ребенка нестабильна и постоянно под угрозой, даже если внешне он вполне благополучен и адекватен. Срыв может произойти в любой момент. Помните, что детская психика очень уязвима. Берегите детей от перфекционизма!
4. Дети-отличники часто страдают крайним максимализмом и живут по принципу "все или ничего". Поэтому они очень сложно воспринимают любые неудачи. "Упал-вставай" - это очень трудно для них. Часто они, если "падают", то впадают в депрессию, прекращают заниматься тем делом, в котором потерпели единственную неудачу. Они теряются и не умеют бороться с внешними угрозами - ведь всю сознательную жизнь они боролись, в основном, только с собой. Из-за максимализма отличники часто невыносимы в коллективе и в быту. Они плохо работают в команде, а их лидерские задатки легко перерождаются в отрицательную форму, когда они на самом деле не впереди, а против всех.
5. "Горе от ума" еще заключается и в том, что отличникам крайне сложно выбрать свой путь. Они действительно очень талантливы, но у них отняли право выбрать что-то одно, что-то свое еще в раннем детстве. От них требовали делать все лучше всех. И они делали. Ломая себя, но делали. И теперь, когда их спрашивают: "а что ты сам хочешь?", они отвечают " а что надо сделать? я сделаю!" Они умеют и то, и это, и все, за что берутся, способны превратить в конфетку. И часто поиски себя затягиваются настолько, что отличник вместо успешной карьеры в 30 обнаруживает себя на бирже труда или в соплях на плече у мамы, которая когда-то говорила ему, что если он будет отличником, все двери этого мира для него открыты и его все только и ждут.
Все это значит, что неважно, растет ли у вас оболтус или отличница. И тому, и другому нужна помощь в подготовке к успешной карьере и ее построении. Эту помощь можете оказать вы сами, или ваши хорошие знакомые, родственники. Или же внешние наставники на специальных курсах (только эти курсы надо очень внимательно выбирать, чтобы не нарваться на шарлатанов). Помощь - не значит трудоустройство любимого чада "по знакомству" и навязчивое завязывание шнурков перед выходом на работу. Это грамотные советы, моральная поддержка, примеры из жизни, конкретные знания и навыки и др. Не откладывайте это "на потом". Чем раньше школьник начнет постепенно готовиться к реалиям взрослой жизни, тем меньший стресс у него вызовет переход к ней и тем успешнее и счастливее он будет.