Это сражение стало «лебединой песней» российского императорского парусного флота.
Да и парусного флота в целом. После чего, эпоха романтики под парусами, мастерство «марсовых» и «вантовых», отточенные навыки использовать малейшее изменение ветра, все это постепенно уступило лидерство прагматичным и эффективным пару, колесу и винту.
Речь пойдет, конечно же о Синопском сражении 1853 года.
Начало Крымской кампании, когда еще ничто не предвещало ее печального для России итога.
В современных оценках данного события содержится немало скепсиса.
Дескать, русская эскадра превосходила турецкую в 2,5 раза по суммарному бортовому залпу, подготовка турецких моряков оставляла желать лучшего, победа обернулась выступлением англо-французкой коалиции на стороне Турции, это была умело подготовленная ловушка, турки просто «подставились». И тому подобное.
Многое из перечисленного, имеет место.
Действительно, 6-ти линейным кораблям Черноморского флота противостояли лишь максимум 2-х палубные турецкие фрегаты. Ни одного линейного корабля в Синопской бухте у Турции не было.
Действительно, с подготовкой и сплаванностью экипажей у турецкого флота той эпохи, были определенные проблемы, и отлично подготовленные кадры Нахимова были «на голову» выше.
Однако, все это не отменяет того факта, что русские моряки выступили против вдвое превосходящего, по числу вымпелов, противника, находившегося в укрепленной гавани, под прикрытием береговых батарей.
Выступили, и полностью разгромили его. Не потеряв ни одного корабля.
Итак, краткая предыстория.
Начало Крымской войны. Российская Империя берет под свою защиту Балканские владения Османской Империи – Бессарабию и Валахию.
4 октября 1953 года султан Порты объявляет войну России.
Великобритания и Франция прямо заявляют, что в случае нападения на Турцию на море, либо атаки на ее портовые города, выступят на ее стороне.
В Петербурге относятся к данным угрозам легкомысленно, считая их малоосуществимыми.
Вскоре поступает информация, что Турция перебрасывает войска морем на Кавказ, и для этого задействована эскадра, использующая гавань Синопа, как перевалочный пункт. Командующий Черноморский флотом адмирал Павел Степанович Нахимов, получает приказ - выдвинутся к берегам Анатолии, и действовать по обстоятельствам.
23 ноября, подойдя к бухте Синопа с 3 линейными кораблями: 84 пушечные двухпалубные «Императрица Мария», «Ростислав» и «Чесма», Нахимов обнаружил, что в гавани находятся 12 кораблей османского флота: 7 парусных фрегатов, 3 корвета, 1 пароходофрегат и 1 пароход.
Гавань, имеющая форму дуги, была прикрыта 4-мя береговыми батареями. Турецкий флот стоял на якорях полумесяцем, не перекрывая друг другу сектора обстрела.
Атаковать в существующей ситуации было бы чистым безумием, и Павел Степанович, зная, что следом из Севастополя идут, один за другим, два отряда кораблей на помощь, приказал приступить к патрулированию вблизи гавани.
28 ноября подошел отряд под командованием контр-адмирала Федора Михайловича Новосильского. В его составе были наиболее сильные корабли Черноморского флота, 120 пушечные линейные трехпалубные «Три Святителя», «Париж», «Великий Князь Константин» и два фрегата, «Кагул» и «Кулевчи».
Следует отметить, что Черноморский флот Российской Империи в те годы, являлся сильнейшим в регионе, большинство линейных кораблей были новейшей постройки, такие как «Париж», «Великий Князь Константин», «Императрица Мария», введены в эксплуатацию буквально как год-два накануне.
Данные суда являлись наиболее совершенными парусными военными кораблями в мире. Применяемые технологии и материалы, обуславливали отличные мореходные качества и более длительный срок службы. Отказ от обилия лишних украшений, простота и лаконичность форм, придавали им особое изящество среди аналогов.
На вооружении данных судов находились, новейшие на тот момент, бомбические 68-фунтовые пушки, ведущие огонь разрывными бомбами по настильной траектории.
Данные орудия располагались на нижних орудийных палубах для двух и трехпалубных кораблей.
С прибытием кораблей Новосильского, Нахимов получил информацию, что вслед ему идет отряд вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова, начальника штаба Черноморского флота, с тремя колесными пароходофрегатами «Одесса», «Крым» и «Херсонес».
Вместе с этим, была доставлена новость, что соединенный англо-французкий флот, в котором преобладают паровые боевые суда, сосредоточен в районе Босфора и может быть у Синопа через 2 дня.
Вдобавок сильно испортилась погода, затрудняя действия парусным судам. Нахимов принимает решение атаковать наличествующими силами, не дожидаясь пароходов Корнилова.
Имеющиеся у него 6 линейных кораблей были построены в 2 параллельные колонны. В одной – 84 пушечные 2х палубные суда, в другой – 120 пушечные 3х палубные.
Было приказано, двигаясь сквозь вражеский огонь вглубь гавани, отдавать якоря в намеченных местах, напротив турецких судов и батарей, и только после этого обрушивать на них всю мощь бортовых залпов, коими обладали линейные корабли.
Оба фрегата оставались на внешнем рейде и были готовы преследовать убегающие неприятельские суда, если таковые будут.
Утром 30 ноября, русские корабли начали движение вглубь Синопской бухты, в 12-30 турецкие корабли и береговые батареи открыли огонь из всех имеющихся стволов.
Первые 30 минут боя были крайне тяжелыми для кораблей Нахимова, их буквально засыпало турецкими ядрами. Рангоут и такелаж получили серьезные повреждения. Однако, орудийные палубы, обшитые почти полуметровыми поясами твердых пород дерева не имели существенных повреждений. И каждый из 6 линейных судов достиг намеченной точки и отдал якоря.
После этого, картина боя стала стремительно меняться.
Используя такие факторы, как:
- преимущество в силе бортового залпа;
- лучшую выучку артиллеристов (русские делали 2 выстрела в минуту);
- техническое превосходство части орудийных стволов (бомбические пушки),
моряки-черноморцы, один за одним, выводили из строя турецкие корабли и береговые батареи.
К 14 часам пополудни все было кончено, 11 турецких кораблей были потоплены, взорвались или выбросились на берег, где догорали.
Пароходофрегат «Таиф», не получив повреждений и пользуясь преимуществом в ходе, вырвался из гавани, ушел от преследования, и принес в Стамбул весть о полном разгроме эскадры.
Синоп, зажженный обломками взрывающихся турецких судов, горел...
Итоги боя:
Русская эскадры не потеряла ни одного корабля.
37 моряков погибло и 233 было ранено.
Турецкая эскадра полностью уничтожена, береговые батареи также. Общее число убитых и раненых – около 3000 человек, командующий Осман-паша и 200 человек попали в плен.
Ночь русские корабли провели на рейде Синопа, исправляя повреждения, а утром следующего дня подошедшие пароходы Корнилова взяли на буксир три судна, оснастка которых пострадала наиболее сильно, и эскадра Нахимова отправилась в Севастополь. Однако, сильное волнение заставило отдать буксиры и парусные суда были вынуждены все же идти под парусами.
4 декабря корабли триумфально вернулись в Севастополь.
Это было последнее крупное сражение парусного флота и последняя столь блестящая победа отечественного дореволюционного флота.
Корабли-победители постигла печальная участь, все они были затоплены в 1854-55 годах самими русскими моряками, в ходе осады Севастополя войсками англо-французко-турецко-сардинской коалиции.
Но это уже, иная история…
Познакомьтесь с интересными историческими фактами из мира артиллерийских орудий:
"Бомбические" пушки - революция в артиллерии
Парижская пушка
Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся, скоро выйдет следующая!