Как всегда, в выходной мы не отнимаем у вас, уважаемые подписчики, много времени, но продолжаем просветительскую миссию с рубрикой «Чтение на ходу», в рамках которой как можно более короткими публикациями рассказываем много интересного. Сейчас статьи рубрики посвящены воссозданию мира юрского периода.
Эти гиганты всегда будоражили умы людей. Фантасты и киношники плотно закрепили у обывателей образ гигантских ящеров с чешуйчатой кожей грязно-серого цвета. Да и даже название этих гигантов переводится как «ужасный ящер». Так как же этот образ появился?
Всем интересующимся известно, что наука уже давно ушла очень далеко в изучение того, как на самом деле выглядели динозавры и что это вообще были за существа. А вот мистеры из Голливуда продолжают работать по старым, очень старым клеше, не переживая из-за того, что вводят в заблуждение своих зрителей. Причём в случае со Стивеном Спилбергом можно прямо сказать, что он намеренно врал, создавая образы своих динозавров.
Первым образ гигантского ящера создал Чарльз Найт, который был художником-иллюстратором. Он просто нарисовал динозавров, опираясь на известные на тот момент окаменелые останки и своё воображение. Причём иллюстрации он создавал для американских музеев естественной истории. На основе его работ был создан фильм, который укоренил это представление о динозаврах – «Затерянный мир» 1925 года.
На следующие лет 40 динозавры стали такими, как в этом анимационном фильме. И только после публикации работы Роберта Бэккера в 1968 году представление о динозаврах слегка пошатнулось. Он впервые предположил, что они были теплокровными, а значит могли передвигаться быстро, прыгать, да и в целом, это были не те медлительные ящеры. В 2000 году было обнаружено окаменевшее сердце тесцелозавра, исследовав которое, учёные пришли к выводу, что оно полностью соответствует строению сердца современных птиц, а значит динозавры действительно были теплокровными, то есть и выглядели они совершенно не так, как в кино.
Тем не менее даже в сиквеле всем полюбившегося «Парка юрского периода» решено было не отходить от уже привычного образа. Хотя, следует отметить, что «Парк юрского периода» в 2011 году был назван одной из семи картин, в которых максимально достоверно показаны различного рода научные теории. Справедливости ради, стоит упомянуть, что лента, пожалуй, первой доносит до обывателя тот факт, что динозавры являются предками именно птиц. Но словами Алана Гранта (персонажа Сэма Нилла) о том, что динозавры есть птицы, во время экскурсии в раскопе, всё и ограничивается. Во всём остальном голливудские динозавры остаются гигантскими ящерами.
Видимо, Спилберг решил, что гигантскими воробьями никого не напугать. Ведь, например, велоцерапторы, одни из центральных существ франшизы, должны и быть меньше в разы, и наполовину покрытыми перьями (что доказано исследованиями отпечатков их кожи), и уж точно не настолько умными.
Собственно, к моменту выхода первого фильма, факт о том, что велоцерапторы являлись гигантскими зубастыми курицами был известен уже несколько десятков лет. Но нет смысла ругать Спилберга, ведь он делал кино для развлечения и оно получилось отличным. А вот, к примеру, всем полюбившийся тиранозавр рекс по одной из версий мог выглядеть примерно так:
Считается, что из-за густого покрова перьями ему могло быть слишком жарко, но следы от крепления перьев на окаменевших отпечатках кожи всё же есть, поэтому немного их добавили.
Есть ли проблема?
Образы чего или кого бы то ни было в кино навязываются именно представлениями обывателей и вот тут уже можно уследить проблему. Так, даже в новых книгах и большинстве учебников динозавры остаются ящерами. Первая трилогия всячески старалась объяснить, что не стоит верить тому, что зритель видит на экране.
Так, всё тот же Алан Грант, которому отведено место настоящего учёного, в конце третьей части говорит о том, что в парке есть лишь мутанты, созданные для развлечения публики, но никак не динозавры. А персонаж Б. Д. Вонга (доктор Генри Ву) уже в «Мире юрского периода» говорит, что всё, что создано в парке, является подделкой, а при наличии чистого кода, животные выглядели бы иначе. Но разве рядовой зритель слышит эти диалоги? Он бы их слышал, если бы упомянутые выше учебники, не культивировали образ динозавров шестидесятилетней давности. А учебники эти образы не культивировали бы, если бы их написание заказывали специалистам, а не халтурщикам, все навыки которых ограничиваются знанием сочетания клавиш Ctrl+C и Ctrl+P.
P. S.
Если хотите посмотреть на много более реальный мир юрского периода, то советую фильм от BBC «Прогулки с динозаврами», который пытается исправить всё то, что насаждено Голливудом, хотя и там есть оговорки по внешнему виду. Хороших выходных.
Предыдущие статьи из серии:
1. Создать мир юрского периода. Динозавры Спилберга.
2. Создать мир юрского периода. Клонирование.
Оглавление канала
Подписывайтесь на канал в Telegram, чтобы следить за обновлениями онлайн, и не пропускать интересные новости о науке и технике.