Найти тему
Кино-Панк

Танцы, матчи: зарождение кинематографа

Прошло 123 года с момента рождения кино, датой которого считается 28 декабря 1895 года. Сейчас на экранах пестрят спецэффекты, операторы играют разными планами, существуют разные типы монтажа, а ведь когда-то люди задумывались над тем, стоит ли показывать лицо крупным планом, будет ли зрителю понятен переход из одной сцены в другую. Представляем 5 занимательных фактов о становлении кинематографа, составленных на базе книги Жоржа Садуля «Всеобщая история кино. Том 1».

1. Первая камера Маре

Этьен-Жюль Маре – родился во Франции в 1830 году. Был знаменитым физиологом, внес большой вклад в развитие кинематографа. Ознакомившись в 70-е годы XIX века с опытами Мейбриджа, в ходе которых последний смог запечатлеть бег лошади, Маре решил, что такая техника может принести много пользы в изучении физиологии. Усовершенствовав аппарат Мейбриджа, Маре спроектировал свою камеру:

Камера представляла собой кабину, внутри которой находился оператор. Вся конструкция могла перемещаться по рельсам, что позволяло изменять расстояние до объекта съемки. Сам процесс запечатления кадров нуждался в двух обязательных элементах: черный фон и белая модель.

Пример съемки падающего кота. Данный опыт доказывал умение кошки приземляться на 4 лапы, сделав переворот в воздухе на 180 градусов.

-2

2. Кинетоскоп и пенни-аркады. Зарождение порнографии

В 1888 году Эдисон изобрел кинетоскоп! Этот аппарат предназначался для индивидуального просмотра фильмов, чей хронометраж поначалу составлял только полминуты или минуту.

-3

Первые картины, снимавшиеся для аппарата Эдисона, представляли собой танцы, а также боксерские матчи. Кинетоскопы с большим удовольствием размещали у себя директора пенни-аркад или кабачков. Огромные деньги приносили аппараты с вывеской «только для мужчин», там леди с удовольствием поднимали юбки платьев. Так зарождалась порнография.

3. Братья Люмьер

Изобретение настоящего кинематографа, с проецированием изображения на экран, как правило, приписывают братьям Люмьер. Однако мало кому известно, что сам принцип придумал только один брат – Луи. Так это описывал Огюст Люмьер:

«Не без волнения вспоминаю я ту далекую эпоху, когда кинетоскоп Эдисона стал достоянием любопытной публики. Мы с братом заметили, что было бы интересно попробовать воспроизвести на экране и показать пораженным зрителям живые сцены, в точности изображающие движущихся людей и предметы. Весь короткий досуг мы посвящали этой проблеме. Я придумал какое-то усовершенствование, системы которого сейчас не помню, и однажды утром в конце 1894 года зашел в комнату к моему брату, который прихворнул и лежал в постели, чтобы рассказать ему о придуманном мной. Он в свою очередь сообщил мне, что не мог ночью спать и, мысленно уточняя условия, необходимые для достижения нашей цели, придумал такой аппарат, который обеспечит все необходимые условия.

Дело заключается в том, объяснил он мне, чтобы пленка двигалась прерывисто. Для этого необходим механизм, действующий аналогично передаче швейной машины, то есть так, чтобы зубцы в верхнем положении входили в отверстия перфорации и тянули бы за собой пленку, а опускаясь вниз, оставляли бы пленку неподвижной. Это, несомненно, было открытием, и я сразу понял, что надо отбросить те усовершенствования, о которых думал я. Мой брат за одну ночь изобрел кинематограф».

4. Первый показ на бульваре Капуцинов

Запатентовав в 1895 году свое изобретение, братья Люмьер запустили первые показы. Местом для кинотеатра стал подвал «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже. На первую демонстрацию кино были приглашены научные обозреватели и директора различных парижских зрелищных предприятий, которых могло заинтересовать изобретение. Среди приглашенных был и Жорж Мельес.

«Политый поливальщик» — фильм братьев Люмьер, который демонстрировался на показе в 1895 году.
«Политый поливальщик» — фильм братьев Люмьер, который демонстрировался на показе в 1895 году.

20 лет спустя Мельес так описывал этот сеанс: «Мы находились перед маленьким экраном, похожим на те, которые мы употребляли для проекций Мольтени, и спустя несколько мгновений на нем появилась неподвижная фотография, изображающая площадь Бель-кур в Лионе. Немного удивленный, я только успел сказать соседу:

- Так это из-за проекций нас потревожили. Я этим занимаюсь десять лет.

Не успел я закончить эту фразу, как лошадь, везшая телегу, пошла на нас, а вслед за ней - другие экипажи, потом прохожие - словом, вся уличная толпа. При виде этого зрелища мы сидели с открытыми ртами и остолбенелые от удивления, пораженные донельзя. В конце представления все были в упоении и каждый спрашивал себя, каким образом могли достигнуть таких результатов?

По окончании сеанса я стал просить господина Люмьера, чтобы он согласился продать мне свой аппарат для моего театра. Он отказал. Тогда я предложил ему 10 тысяч франков, несмотря на то, что сумма эта представлялась мне сверхмерной. Господин Томас, директор музея Грэвен, преследуя ту же цель, предлагал 20 тысяч франков и тоже не получил согласия. Тогда господин Лаллеман, директор фоли-Бержер, который тоже присутствовал на сеансе, поднял цену до 50 тысяч франков. Напрасный труд. Господин Люмьер оставался недосягаемым и добродушно ответил нам: «В этом аппарате таится большой секрет, я не хочу продавать его. Я хочу сам его эксплуатировать».

Мы разъехались восхищенные, но и разочарованные, потому что мы незамедлительно поняли, какие возможности обогащения заключаются в этом новом открытии».

5. Первый показ в Нижнем Новгороде

После огромного успеха показов в Париже, братья Люмьер организуют целую команду операторов, которых они рассылают по всему миру, чтобы те запечатлевали интересные события и привозили их обратно во Францию. Одним из них был Месье Месгиш. В 1896 году он снимал коронацию Николая II, а затем разъезжал по всей России и показывал снимки в самых разных местах. В 1898 году Месгиш участвует на знаменитой ярмарке в Нижнем Новгороде, где организует показ кино. Однако всё проходит далеко не гладко:

-5

«Для наших представлений, - пишет Месгиш, - мы выбрали русские сюжеты, и в особенности празднества по поводу коронации царя. В громадном зале ошеломленные зрители из народа недоумевают, что находится за экраном, какая дьявольская сила заставляет его оживать.

В некоторые дни наше заведение брали с бою. Но скоро среди этого собрания деревенщины пошли подозрительные толки. Распространился слух, что мы показываем явления нечистой силы, и со дня на день мы ждали, что нас обвинят в колдовстве. При выходе они пытались отогнать нечистую силу заклинаниями, спорили между собой и… приходили к убеждению, что то, что они видели, было делом рук дьявола. Не хватало только, чтобы среди этих невежественных и суеверных людей началось опасное возбуждение. В конце одного представления полиция грубо разогнала угрожающие нам толпы, и только под ее охраной я мог вернуться в гостиницу. В воздухе носится: «В огонь колдовское отродье!».

Спустя некоторое время зал всё-таки подожгли. Кинематограф был слишком в новинку.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц