Найти тему
Архликбез

XIX век в русской архитектуре: пафос и роскошь старины

Историзм, ретроспективизм, нео/псевдо/ложно – русский/византийский, эклектика – это термины, которыми искусствоведы и историки пытаются обозначить стилевое многообразие построек периода 1830-1900-хх гг. на территории России.

Мы не будем спорить о терминах, но познакомимся или вспомним историю зодчества на территории России в XIX в.

Итак, к началу XIX в. во всем мире происходят глобальные изменения – революции, научные открытия, развитие философской мысли. Преобразуется и искусство, в том числе архитектура. Классицизм сменяется романтизмом, а романтизм приводит к тому, что и художники, и архитекторы обращаются к родным, национальным стилям. Классицизм был вне времени и географии, объединяя ренессансным и античным наследием страны и города от Америки до Екатеринбурга. Национальные стили «раздробили» общее поле классицизма на локальные «цивилизации».

И если в первой половине XIX века классицизм и «историзм» развивались одновременно, то вторая половина века, если говорить о памятниках храмового зодчества – уже однозначная победа образцов допетровской архитектуры.

Конечно, есть и «конкретные» причины возврата к «древнему», как тогда говорили, искусству.

После победы над Наполеоном в 1812 г. большая часть Москвы оказалась разрушена. Восстанавливать ее нужно было быстро и максимально близко к ее историческому облику (тут тоже были свои споры, но они за рамками нашей беседы). Естественно, что при таких глобальных задачах вопрос исторических форм привел к серьезному изучению всего архитектурного наследия. И оказалось, что России – Руси есть чем гордиться!

Кстати весь XIX век в России, да и в Европе – это время сначала сбора информации, а потом анализа и, в конце концов, выхода учебников и фундаментальных трудов по истории национальной архитектуры.

Первый учебник по истории русской архитектуры. 1894 г. Современный репринт.
Первый учебник по истории русской архитектуры. 1894 г. Современный репринт.

Кроме того, победа над Наполеоном - европейцем привела к тому, что России как самостоятельной, «русской культуре» нужно было дистанцироваться от Европы. Тогда и начался поиск национальной идентичности (который продолжается до сих пор).

Отдельно стоят и императорские амбиции: в стремлении показать единство со своей нацией, все российские императоры XIX века ищут опору в народности (формула «Православие, самодержавие, народность» пришла к нам как раз из 1835 г). А от народности к народу и к народному творчеству, коим считали всю допетровскую архитектуру - рукой подать!

В сфере искусства именно допетровская архитектура была тем самым образцом, на который можно было ориентироваться при доказательстве национальной «самости», ибо памятники всего каменного строительства Руси с XI до XVII веков действительно серьезно отличались от европейской архитектуры.

Храм Рождества в Путинках
Храм Рождества в Путинках

Начали с истоков: и тогдашние исследователи, и большинство современных находят истоки русской архитектуры в Византии.

София Константинопольская, Стамбул
София Константинопольская, Стамбул

-5

Отсюда популярность Константина Тона и его «византийских» проектов (скобочки – потому что на время работы Тона представление о византийском творчестве сильно отличалось от современного).

Сам Тон прототипами своих построек считал великую Софию Константинопольскую.

Десятки копий тоновского московского храма Христа Спасителя были построены по всей Империи, и даже в небольшом городе Полевской в Свердловской области в 1845 г. было начато строительства подобного храма.

Константин Тон. Храм Христа Спасителя, Москва. 1837 - 1883 г.
Константин Тон. Храм Христа Спасителя, Москва. 1837 - 1883 г.

Ко второй половине XIX века всерьез перешли к копированию и созданию «по мотивам» более поздних памятников, уже XVI – XVII вв., и опять же по всей Империи сотнями строятся храмы уже в «русском» стиле – «московское барокко», узорочье, шатры и главы-луковки тиражируются во городам и весям.

Николай Султанов. Собор Петра и Павла, Петергоф. 1894 - 1905 гг.
Николай Султанов. Собор Петра и Павла, Петергоф. 1894 - 1905 гг.

На территории России сохранились тысячи храмов, построенных в XIX
веке.

В Свердловской области тоже - и в них отразилась архитектурная мода столетия. Некоторые – на картинках ниже.

1. Храм Александра Невского, Нижний Тагил. 1862-1877 гг. Обращение к византийским истокам, обогащенное русскими шатрами.

-8

2. Храм Александра Невского, Красноуфимск. 1903-1914 гг. Русское барокко, отсыл к образцам допетровского узорочья.

-9

3. Крестовоздвиженский собор, Верхотурье. 1905 – 1913 гг. Снова византийские образцы.

-10

4. Троицкая (Царская) церковь, Невьянск. 1850-1853 гг. «Тоновский» проект в «византийско-русском стиле». Первоначальный облик – на следующем снимке.

-11
-12

5. Троицкая церковь, с. Троицкое Каменского района. Заложена в 1801 г., неоднократно перестраивалась на протяжении XIX в. Почти руины в современном состоянии, тем не менее Византия вполне угадывается. И наши допетровские шатры!

-13
-14

6. Храм Вознесения Господня, Полевской. Начало строительства 1845. Уничтожен в 1935. «Калька» с Тоновского храма Христа Спасителя в Москве. Византийский стиль в его тогдашнем понимании – во всей красе!

-15

7. Спасо-Преображенский собор, Надеждинск (Серов). Начало строительства 1905 г. Уничтожен в 1931 г. Как и храм в Красноуфимске, иллюстрирует русский кирпичный стиль допетровского узорочья. Кстати, архитектор Александр Турчевич – тот же самый, что строил Крестовоздвиженский собор в Верхотурье.

-16

P.S. Дорогой друг, коллега и соратник! Если ты дочитал до конца - буду очень признательна, если порадуешь автора лайком и/или подпиской на канал. И да пребудет с вами хорошая погода!