При современных ценах на топливо то, что вытворяли с ним в восьмидесятые, кажется просто дикостью! Для чего же надо было тоннами сливать бензин и солярку в канавы? Причины в каждом случае были свои. И не думайте, что все это делалось открыто. Нет, сливали «втихаря», а если поймают, можно было «загреметь на всю катушку»!
Нормы и экономия
В СССР на каждом предприятии имелась нормативная документация на все случаи жизни. Расход топлива и масел, конечно, был подробно расписан для каждой марки автомобилей и тракторов. Чтобы точнее учитывать местные особенности было множество поправочных коэффициентов. Рассчитав все это водителю выдавали талоны или накладные для своей внутригаражной заправки. В конце смены замеряли остаток, ну иногда отчитывались за месяц. И если ты не сжег все топливо и вышла его «экономия», то на следующий месяц норму расхода урезали. А в следующем месяце, например, из-за неисправности двигателя, у тебя расход топлива вырос, пошел перерасход- все, прощай премия! Да еще тебя на партсобрании начнут «прорабатывать»… Так что, если у тебя осталась лишняя солярка или бензин, лучше ее куда-то слить. Продать дизельное топливо в те времена было почти невозможно- в личном пользовании дизельной техники мало. Бензин продавали, пропивали, дарили, короче, кто как умел, тот так и крутился.
Только в крайнем случае, остановившись в укромном месте, где есть глубокий овраг или яма, «лишнее» топливо сливали на землю.
Река из солярки
В Советские времена почти у каждого предприятия была своя заправка. Топливо закупали на нефтебазах, привозили на бензовозах и сливали в цистерны. Где-то они были закопаны в землю, а где-то стояли на подставках, окруженные валом из земли или глины. Раздача топлива выполнялась бензоколонками, ручными насосами, а то и попросту- открывали сверху люк и черпали топливо ведрами. При таком уровне технического оснащения чего только не случалось!
В конце семидесятых я лично видел, как из обломленной каким-то трактористом задвижки цистерны бил мощный фонтан солярки. Она текла под уклон как большой пенистый ручей и «впадала» в небольшую речку. Экологическую катастрофу «замяли», все спустили «на тормозах», а потеряно было в тот день около десяти тонн солярки. Похожих случаев, только в меньших масштабах, происходило множество, но все разгильдяйски потерянное топливо как-то умудрялись списать.
Бензиновый «коммунизм»
Мопедов и мотоциклов во времена СССР было очень много. Особенно любили легкую технику подростки. Заправлять эту «свору» нужно было бензином, а бесплатный доступ к нему был не у всех. И вот как-то летом для нас устроили настоящий бензиновый «коммунизм». На близлежащем предприятии возникла необходимость очистить и отремонтировать цистерну из-под бензина. Хорошее топливо откачали, а оставшийся отстой, представлявший из себя смесь бензина и воды, чтобы не сливать на землю, отдали в свободную раздачу. То есть, приходи, сливай и бери сколько хочешь! Мы быстро сообразили, что бензин с водой легко разделить и вскоре, вся имевшаяся у меня и моих друзей посуда быстро была заполнена этой смесью. Около тонны мутной жидкости «испарились» из цистерны за два дня! А нам этого бензина хватило вдоволь на весь сезон.
Такое могло произойти в любой точке СССР. Наверняка, у многих, кто застал то время, найдутся похожие истории.
«Щас бы это все сюда!»
Что ушло, то не вернешь! Остается только вздыхать и мечтать найти закопанную в землю сорок лет назад цистерну солярки или бензина. Проблем в те времена, конечно хватало, но одной точно не было- топлива хватало всем.
Понравилась статья? Поставьте "палец вверх" и поделитесь ссылкой в соцсетях!
О жизни, кипевшей на АТП в СССР читайте "Ведро искры- "приколы" Советского времени"