Большинство автомобилей на сегодняшний день, оснащено устройствами снижения загрязнения, называемыми каталитическими преобразователями (нейтрализаторами), которые превращают вредные химические соединения автомобильных выхлопов, в относительно безвредные газы. Давайте подробнее рассмотрим это устройство и то, как оно работает!
Что и себя представляет каталитический нейтрализатор?
Автомобильные двигатели работают на бензине или дизельном топливе, которые производятся из нефти. Нефть состоит из углеводородов (молекул, построенных из атомов углерода и водорода). Теоретически, если сжигается какое-либо углеводородное топливо совместно с кислородом, оно выделяет много энергии и не образует ничего, кроме двуокиси углерода и воды, которые – относительно чисты и безвредны. Но на практике, может быть совсем не так, потому что в двигателе или топливе присутствуют примеси, которые сгорают не полностью. Они и влияют, на загрязнение воздуха в качестве побочного продукта.
Выхлопные газы состоят из вредных молекул, а эти молекулы состоят из относительно безвредных атомов. Поэтому, если бы мы смогли найти способ расщепления молекул после того, как они покидают двигатель автомобиля, то решили бы проблему загрязнения окружающей среды. Это то, чего и предназначен каталитический нейтрализатор.
Этот узел намного проще, чем он звучит. Нейтрализатор представляет собой «барабан», в котором находится керамическая пористая структура, и на которую нанесено покрытие из платины или аналогичных металлов, таких как, палладий или родий.
Что происходит внутри нейтрализатора?
Внутри него, газы протекают через плотную сотовую структуру, изготовленную из керамики и покрытую нейтрализаторами, они взаимодействуют с большей площадью катализатора, поэтому преобразуются быстрее и эффективнее.
Обычно в каталитическом нейтрализаторе имеются два разных катализатора:
· Один из них занимается оксидом азота, используя химическую реакцию, разлогая его на азот и кислород.
· Другой катализатор работает в противоположном химическом процессе, называемом окислением (добавлением кислорода), и превращает монооксид углерода в двуокись углерода. Такая реакция окисления, превращает не сгоревшие выхлопные углеводороды, в двуокись углерода и воду.
После того, как нейтрализатор выполнит свою работу, выхлопные газы выделяются разложенными на азот, кислород, двуокись углерода (углекислый газ – СО2) и воду (в виде пара).
Поиск неисправностей и причин, неисправного нейтрализатора
Ели вы новичок, вы можете не знать, что каталитический нейтрализатор не разрушается, а только забивается. И обычно в основном подвержен, внешним повреждениям и механическим воздействиям, к примеру ударам о камни или внутренним повреждениям, вызванным перегревом двигателя.
Ниже описаны причину и признаки, забитого или поврежденного нейтрализатора:
1. Проверьте отсутствие пропусков двигателя
Если в системе двигателя происходят пропуски зажигания, найдите и устраните причину (это могут быть не исправные свечи, катушка зажигания и т.д.). Из-за этой проблемы нейтрализатор может перегреваться, так как не сгоревшее топливо поступает в него и возгорается. Что приводит к плавлению компонентов нейтрализатора и выходу его из строя, а его замена – дорогое удовольствие.
2. Диагностируйте, из-за чего возникает проблема
Обнаружение причины забитого каталитического нейтрализатора обычно можно связать и с проблемой в топливной системе. Типичным признаком этого, было бы ограничение движения газов в выхлопной системе, вызванное плавлением каталитических материалов внутри нейтрализатора. Также, каталитический материал может загрязняться кремнием. Проверьте корпус преобразователя на наличие признаков износа или поломки, и при необходимости замените.
3. Посторонние звуки
Вы можете услышать свистящий звук при нажатии на газ. Это указывает на ограничение потока выхлопных газов, а также на симптомы проблем с каталитическим нейтрализатором. Вы также можете услышать посторонние звуки, когда автомобиль находится на холостом ходу. Они будут становиться все громче, когда вы будете давать большие обороты или ездить на высоких скоростях. Это тоже указывает, на его неисправность, а следовательно, он нуждается в замене.
4. Потеря производительности
Если данные указывают на забитый каталитический нейтрализатор, потому что выхлопные газы попадают в ловушку перед катализатором. Это создает противодавление, которое препятствует плавному ходу вашего двигателя, и препятствует его «дыханию». Поэтому увеличение противодавления может также привести к тому, что ваш двигатель начнет постоянно глохнуть. Это будет похоже на воздушный замок в системе, приводя к рывкам автомобиля и чувству того, что топливо не поступает в двигатель, при нажатии на педаль акселератора.
Вы также отметите, серьезный расход топлива, из-за забитого нейтрализатора.
5. Отключите датчик кислорода
Правильный способ диагностики засора каталитического нейтрализатора - временное отключение датчика кислорода, на выхлопной системе. Если есть очевидное изменение в характеристиках работы транспортного средства, тогда вы можете спокойно прийти к выводу, что нейтрализатор забит. И, поскольку каталитические преобразователи не подлежат ремонту, его необходимо будет заменить.
Эти советы по определению неисправного каталитического нейтрализатора, помогут вам своевременно диагностировать проблему и избавится от неё, а также уберегут от лишних затрат.
Удачной дороги!
Уважаемые гости - переходите на мой канал, кликнув - Pit Stop, ставьте лайки и не забывайте подписываться (это Вас ни к чему не обяжет, а Вы будете чаще встречать мои статьи в ленте Дзен), впереди ещё много нового и интересного!