Найти тему

Ожидания против реальности

Представьте такую ситуацию:

Вы гуляете по песчаному пляжу где-нибудь на Балтийском море, близ Калининграда. На улице стоит прекрасная погода. Вас немного разморило Балтийское солнце, а совсем рядом находится это прекрасное бурлящее море, и вот вы принимаете одно из самых важных решений в своей жизни, мгновенно, ни думая о последствиях, вы делаете резкий рывок и с чувством победы прыгаете в воду, предвкушая чувство удовлетворенности.

На самом же деле, погрузившись в воду вы чувствуете, как у вас отнимаются ноги и начинаются судороги, а все только потому, что вода безумно холодная и вы просто не были готовы к такому исходу. Настроение тут же меняется, вы начинаете проклинать самое важное решение в своей жизни, но необходимо отметить тот факт, что со временем разочарование пропадает и жизнь перестает быть несправедливой. Ведь как иначе назвать ту ситуацию, которая сейчас произошло с вами.

Именно так я хотел бы охарактеризовать работу учителя в школу, и думаю все те, кто связан с преподаванием меня поддержат. Понимаете, дело в том, что педагогами не становятся просто так, из-за минутной слабости или из-за потакания своим родителям. Да, как мы знаем, в любом правиле есть исключения, иначе и быть не может, но все-таки в большинстве случаев, педагогами становятся по доброй воле и по собственной инициативе. Так что может вызвать такой интерес у молодого поколения к этой профессии? В чем заключается мотивация? И самое главное кто это мотиватор?

Задавая себе такие вопросы, пришел к мнению, что моим мотиватором, несомненно, были учителя, в особенности те, которые были чуть моложе основной массы, а самое главное могли очень красиво и грамотно преподать материал на уроках. Что же я получил на выходе из школы? Во-первых, желание быть учителем, во-вторых, необходимый багаж знаний, в-третьих, умение координировать работу других людей и устойчивое мировоззрение на жизнь. По крайней мере мне так казалось…

Прошла студенческая жизнь, получено высшее образование, передо мной открыты все двери и тут я принимаю одно из самых важных решений, пойти работать в школу. И вот оно, то самое Балтийское море… Никто, абсолютно никто в школе, университете и вообще где-либо еще, не готовил меня к тому, с чем я столкнулся. Предвкушая то самое блаженство, о котором я мечтал в течение всего времени обучения, и рассчитывая на те прелести работы учителя, я абсолютно упустил один маленький аспект преподавания в школе. А именно это взаимоотношения с коллективом, учащимися и несомненно их родителями. Почему никто и никогда не говорит о том, что это безумно тяжелый труд? Почти никто тем школьникам, которые хотят посвятить свою жизнь преподаванию, не объясняет, а как это преподавать? Почему в современных школах не учат общаться? Почему педагогический коллектив не учат взаимоподдержке, самообладанию и развитию, как модно говорить сейчас, компетенций общения?

Если сделать анализ прошедших нескольких лет преподавания в школе, то основными результатами этого анализа будут следующие.

Преподавание – это бесконечная борьба. Борьба с самим собой, педагогическим коллективом, учащимися и их родителями. И что самое интересное, так это то, что борются, так сказать, абсолютно все. Преподаватели делят учебные часы между собой, постоянно доносят друг на друга начальству и хотят казаться тем самым лучшими в лице администрации и при всем этом упускают ту самую нить, точнее реальный смысл своего нахождения в школе. Они просто не успевают учить, то есть выполнять ту основную функцию, которую просто обязаны.

Все общение с детьми в таких случаях просто сводится к оскорблению интересов детей, их мировоззрения на жизнь и индивидуальности. От чего дети начинают черстветь и тем самым у них просто пропадает любое желание учиться, да не просто учиться, а развиваться. И все обучение превращается в ходьбу на месте, без видимой цели и жизненной установки. Тем самым мы теряем тот потенциал, который с рождения заложен в каждом из нас. Отсюда и та деградация, о которой сейчас говорят абсолютно везде. Родители в свою очередь поддерживают, в большинстве случаев, агрессию своих детей, их нежелание идти в школу, общаться со сверстниками и, конечно же, все обвинения идут в адрес всего коллектива.

Так почему те учителя, которые полностью отдаются своей профессии, денно и ночно, готовятся к урокам и готовят молодое поколение к взрослой жизни, должны страдать от того, что кого-то, когда-то не научили общаться с людьми? Почему у миллионов школьников из-за таких учителей, должно быть сломано будущее? Когда родители осознают тот факт, что учителя все разные и не стоит давать оценку всему коллективу на основании работы его нескольких членов?

Наша система образования, конечно же работает над этим и как бы ищет пути решения. Но ко всему этому, учителям работать легче не становится. Приняв, тот самый, федеральный государственный образовательный стандарт, и трубя во все стороны о том, что он разработан для упрощения преподавания. На выходе получили в точности обратный результат. Высшее образование разбито на множество ступеней и для того, чтобы получить его в полной мере и объеме необходимо учиться 8-10 лет, 4 из которых, а иногда и более, приходиться совмещать вместе с работой. Переход на электронный документооборот привел только к тому, что все документы теперь приходиться делать не только в печатном, но и в электронном виде, постоянно их где-то размещая. Вся личная информацию хранится в сети Internet, и абсолютно любой грамотный программист может получить к ней доступ. Так к чему же все это? Где, то самое упрощение?

Конечно же в работе учителя есть свои плюсы и именно благодаря им я до сих пор и работаю в школе, да и буду продолжать работать. Но с каждым днем, проведенным в стенах своей любимой школы, я понимаю, что наше образование начинает скудеть, а учащиеся продолжают деградировать. И в том случае, если так и будет продолжаться, то от нашей великой державы останется только несколько строк в учебниках по истории.