В секретном бункере в лесах под Москвой дежурный офицер Станислав Петров с нетерпением ожидал конца своей смены.
В рамках «Око» , системы раннего предупреждения Советского Союза о ядерном нападении, его работа заключалась в том, чтобы часами смотреть на экран.
Это был сентябрь 1983 года, а напряженность в холодной войне была выше, чем обычно, потому что Советы недавно сбили южнокорейский пассажирский самолет, который заблудился в своем воздушном пространстве. Тем не менее, это была монотонная работа и вряд ли то, о чем мечтал Петров, когда он присоединился к армии как 16-летний.
Внезапно, после полуночи, его мечты были прерваны пронзительным звоном тревоги.
Один из спутников системы предупреждения, по-видимому, обнаружил неминуемую атаку.
Пять баллистических ракет направлялись к Советскому Союзу с западного побережья США .
На мониторе перед Петровым слово «запуск» повторялось красным. Ужас от того, что разворачивался перед ним, угрожал ошеломить офицера, и он изначально застыл от страха.
Если он верил своим глазам, он стал свидетелем упреждающего удара США , который мог убить тысячи его людей - начало третьей мировой войны.
Протокол требовал, чтобы Петров, затем 44тый , немедленно позвонил высокопоставленному кремлевскому чиновнику.
Но он колебался. Подполковник знал, что его зов, вероятно, вызовет ответный удар, и может произойти разрушительная ядерная война.
Это было подозрительным, что советский наземный радиолокатор не поднял приближающиеся ракеты. Он также недоверчиво относился к спутниковой технологии, которая все еще находилась в зачаточном состоянии.
Будучи самым старшим человеком в бункере, он столкнулся с ужасным выбором - соблюдайте правила и делайте вызов или доверяйте его инстинктам и ничего не делайте.
Петров взял второй вариант и сообщил об этом инциденте как ложную тревогу.
Поскольку минуты, тикаемые его сердцем, мчались, и он чувствовал, как по спине течет пот. Рассказ Петрова рассказывается в новом драматическом документальном фильме о его жизни, «Человек, спасший мир», который показывает, насколько близок мир к ядерной войне в ночь на 26 сентября 1983 года.
«Я словил азарт, - признается Петров.
«Вероятность, была 50:50, но у меня было странное чувство в моем животе ».
Прошло 13 лет и крах коммунизма, прежде чем подробности инцидента выпали из России , в мемуарах одного из его командиров.
Петров теперь вспоминает: «Я помню, как сидел там несколько секунд, когда система завывала, и на экране появилось слово« запуск ».
«Это был адреналин, я никогда этого не забуду. Через минуту сирена снова вышла, чтобы показать, что еще одна ракета была запущена.
«Затем третий, четвертый и пятый. Компьютеры сменили свои предупреждения с момента запуска на« ракетный удар ».
«Не было правила о том, как долго нам позволяли думать, прежде чем мы сообщили об атаке ».
«Но мы знали, что каждая секунда промедления отнимала драгоценное время, чтобы военное и политическое руководство Советского Союза нужно было незамедлительно оповестить ».
«Все, что мне нужно было сделать, это связаться с телефоном, чтобы поднять прямую линию к нашим главнокомандующим, но я не мог двигаться.
«Я чувствовал, что сижу на горячей сковороде. Я прекрасно знал, что никто не сможет исправить мою ошибку, если я ее сделаю».
Он говорит, что его преследует идея «миллионы жизней висели нитью».
В конце концов Петров вызвал дежурного офицера в штабе советской армии и сообщил о неисправности системы.
Поехав домой, Петров выпил пол-литра водки, чтобы успокоить его расшатанные нервы, а затем спал 24 часа.
На следующий день он вернулся к работе. Он говорит, что он был единственным офицером в его команде, у которого также было гражданское образование.
После начальной военной подготовки он помог исправить радары, а затем присоединился к команде, создав новую систему обороны своей страны.
«Мои коллеги были профессиональными солдатами, их учили давать и подчиняться приказам», - объясняет Петров.
В другом повороте также выяснилось, что в тот вечер он собирался для больного коллеги.
Позже выяснилось, что в системе Око произошел сбой.
Спутник поднял отражение солнца от облака и как-то интерпретировал его как ракетный удар.
Такова была секретность вокруг советской военной машины, которая в то время Петрову не позволяла рассказывать своей жене, что случилось.
Впоследствии ему был вынесен выговор, а не за неподчинение приказу, но за неправильное заполнение журнала.
В следующем году он оставил военных.
Оглядываясь назад, легко оглянуться на холодную войну и десятилетия похода между Советским Союзом и США , которые в конечном итоге ничего не значили.
Но в то время Советы были в ужасе от американской атаки.
В 1983 году Юрий Андропов, бывший глава КГБ, был лидером Советского Союза .
У него было оружие под кончиками пальцев, которое способно уничтожить половину населения Америки .
В марте того же года президент Рональд Рейган предложил создать систему обороны «Звездных войн», которая будет склонять ядерный баланс в пользу Запада.
Он назвал СССР «злой империей».
Скотт Лукас, профессор международной политики в Университете Бирмингема, говорит: «В 1983 году Советский Союз пытался показать , что все еще тяжело и может противостоять США» .
«Усилия по ограничению оружия рухнули. У каждой стороны былио оружие, которое могло бы уничтожить другого, и было взаимное недоверие.
«Ошибка или случайность были наиболее вероятной причиной ядерной войны. Было очень маленькое окно для двойных проверок.
Петров, который позже боролся с проблемами с алкоголем и потерями своей жены от рака в 1997 году, ушел на пенсию по военной пенсии.
Большинство людей до сих пор не знают о его подвиге.
К сожалению, 19 мая 2017 года Станислав Петров скоропостижно скончался.