В этот день 1856 года в далёкой Америке случилось одно из событий, повлекших за собой самую кровопролитную войну в истории континента – и известное как Резня в Потаватоми…
…Вообще говоря, это происшествие принято упоминать вскользь – и на то имеется веская причина. Зато имя его непосредственного участника (и, если можно так сказать, вдохновителя) – легендарного борца за права чёрных Джона Брауна на слуху до сих пор – а песня о нём будет ободрять северян в походах Гражданской войны, которая разразится через какие-нибудь пять лет…
…Надо сказать, жизнь не слишком баловала этого, 55-летнего к тому времени, человека. Он пытался выучиться на священника – но подвело здоровье, да и кошелёк оказался слишком тощим; потом перепробовал множество сельскохозяйственных занятий – но везде терпел полный крах… прибавьте к этому смерть первой жены и многих детей в обоих браках…
…В то же время, Браун сызмальства отличался повышенным чувством справедливости, и был твёрдо убеждён, что все люди равны – будь то женщины, или негры – для будущих афроамериканцев он, невзирая на собственную обременённость заботами, пытался организовать школу. При этом Джон Браун не верил в эволюцию – единственный способ освобождения рабов виделся ему в массовом бунте, бегстве и вооружённом сопротивлении. Эта непримиримость закономерно приведёт Джона в Канзас, когда там начались первые стычки между сторонниками и противниками рабства.
…Именно здесь его отряд нападёт на местечко Потаватоми-Крик, жители которого отличались нетерпением к аболиционистам (а нескольких даже убили). Кара настигнет их ночью 24 мая, когда люди Брауна (среди которых были трое его взрослых сыновей) начнут ломиться в дома, выволакивать подозреваемых наружу – и рубить их на куски. Погибших было не менее пяти; нападающие вы́резали мужчин двух семей…
P.S. …Как мы уже сказали, этот трагический и не слишком красящий нашего героя эпизод не так известен, как последующее нападение на арсенал Харперс-Ферри, где Браун потерпит поражение, будет ранен – и, впоследствии, осуждён и повешен. Впрочем, не рискнём судить Брауна с позиций современной морали – да и детали недостаточно известны. Зато стали знаменитыми слова из предсмертного письма этого неистового борца: «Я с радостью приму смерть ради миллионов, которых великая христианская республика лишила всех прав». Именно они вдохновляли солдат будущего противостояния Севера и Юга – а оно унесёт более шестисот тысяч жизней!.. Согласно ряду мнений, судьба Джона Брауна станет и одной из идеологических предпосылок само́й войны… Впрочем, это – совсем другая история.