Найти тему
Crypto News

Как судебные разбирательства Ripple могут привести его к краху

Ripple — пожалуй, самый успешный из служебных токенов на криптовалютном рынке. На 21 мая 2018 года стоимость одной монеты XRP составляла $0,7, это третья по рыночной капитализации криптовалюта (после биткоина и эфира). Экосистема Ripple поражает своей величиной, а ведь несколько месяцев назад она была еще крупнее и дороже.

На несколько дней в январе 2018-го состояние одного из основателей и председателя совета директоров Ripple Криса Ларсена превысило 59,9 млрд долларов — больше, чем у Марка Цукерберга на тот момент. На короткое время Ларсен стал пятым самым богатым человеком в мире, опередив основателей Google (всего за год криптовалюта подорожала более чем на 30000%).

Как Ripple стала сенсацией

На самом деле Ripple была разработана Райаном Фуггером в 2004 году. Эта одноранговая платежная система представляла собой сеть воображаемых кредитных линий. Таким образом Ripple гораздо старше биткоина, появившегося в 2009-м.

На заре своего существования Ripple пользовалась определенной популярностью, однако дальнейшему ее развитию помешала централизация (чтобы работать с сетью, необходимо было получить приглашение от одного из участников). Так продолжалось до 2012 года, когда руководство решило реформировать бизнес и привлекло специалистов со стороны. К компании присоединились:

Джед Маккалеб — программист, отвечавший за создание первой криптовалютной биржи Mt.Gox (она приобрела известность после взлома, в результате которого было украдено 850 тыс. биткоинов);

Крис Ларсен — опытный предприниматель и соучредитель E-Loan (ипотечного онлайн-заемщика) и Prosper (одноранговой системы кредитования).

Вместе Ларсен и Маккалеб решили превратить токены Ripple в достойную замену биткоину. Система должна была проводить транзакции быстрее, дешевле и эффективнее. Из информации на сайте компании следует, что сеть Ripple способна проводить платежи за 4 секунды, у эфира этот процесс занимает 2 минуты, у биткоина — 1 час, у традиционных систем — 3−5 дней.

В момент запуска сети в ее современном виде было создано 100 млрд монет Ripple, однако руководство компании решило оставить часть токенов в запасе и выпускать их на рынок небольшими партиями. Ларсен и Маккалеб получили 20 млрд монет, остальные пошли компании. На сегодняшний день на ее счетах по-прежнему остаются почти 50 млрд токенов.

Однако токены — лишь часть бизнеса компании. Самая интересная ее составляющая — не токены, а RippleNet. Эта система с открытым исходным кодом позволяет переводить деньги между сторонами по всему миру. Токены Ripple — лишь одна из многих валют, которые можно передавать через RippleNet.

Подобную систему нельзя назвать революционной, однако она позволяет легко и эффективно проводить трансграничные платежи. Именно эта особенность привлекла внимание крупных банков и платежных систем, таких как Santander и American Express. Стоит отметить, что банки могут пользоваться RippleNet, не прибегая к помощи токенов Ripple. Многие инвесторы упускают этот факт из виду.

Иск, который решит судьбу Ripple

3 мая Райан Коффи подал коллективный иск против компании. Он купил токены по $2,6, когда они значительно подорожали в январе, и продал по $1,3. Всего Коффи потерял на сделке $585.

«Эка невидаль, — скажете вы, — инвестор потерял на рынке $500». Это небольшая сумма, а инвесторы постоянно терпят убытки. Так в чем проблема? Обычно все так и происходит. Потери — это часть игры, особенно при инвестировании в новые компании и стартапы. Если бы все вложения были гарантированы от потерь, то на рынке не было бы продавцов — только покупатели.

Однако этот случай отличается от остальных: Коффи утверждает, что под видом токенов Ripple продавала инвесторам незарегистрированные ценные бумаги. Если регуляторы встанут на его сторону, действия компании будут классифицированы как мошенничество

На этих основаниях любой рядовой инвестор может пойти в суд и компенсировать свои потери. Поскольку это групповой иск, теоретически он представляет всех американских инвесторов, купивших Ripple.

Если суд поддержит истца, компания понесет многомиллиардные убытки. Это уничтожит Ripple и ее основателей, включая гендиректора Брэда Гарлингхауса (Маккалеб ушел из Ripple и основал Stellar, а Ларсен ранее в этом году покинул должность гендиректора). Кроме того, в качестве ответчиков выступают очень многие представители экосистемы Ripple, включая тех, кто рекламировал и продавал токены инвесторам.

Истцы пишут, что «ответчики организовали схему по привлечению сотен миллионов долларов через незарегистрированную продажу XRP частным инвесторам в нарушение федеральных и местных законов о ценных бумагах».

В иске утверждается, что «ответчики получили огромную прибыль, втихую продавая токены XRP широкой общественности в рамках операции, которая по сути является бесконечным первичным размещением монет».

Истцы считают, что Ripple подкупала криптовалютные биржи, чтобы те начали торговать XRP и искусственно объединила токены с RippleNet. Компания пыталась ввести инвесторов в заблуждение, завысить цену XRP и получить прямую выгоду от своих действий.

Поскольку Коффи (и большинство инвесторов) покупали токены в ожидании прибыли, а сама Ripple Labs рекламировала их как перспективное вложение, то, руководствуясь позицией Комиссии по ценным бумагам и биржам США, они являются ценными бумагами и подпадают под действие соответствующих законов.

В случае победы Коффи по отрасли будет нанесен серьезный удар. Возникнет вопрос, какие из имеющихся криптовалют на самом деле являются ценными бумагами.

Пострадает каждая биржа, торговавшая XRP и незарегистрированная в SEC или в качестве брокера/дилера, как предусматривает закон. Подсказка: в настоящее время ни одна биржа, торгующая токенами Ripple, не зарегистрирована в SEC.

На фоне растущего спроса на регулирование этот иск может оказаться переломным моментом для всего криптовалютного рынка и очистить его от незарегистрированных бирж. Если третья по величине криптовалюта мира небезопасна, то что можно сказать обо всех остальных?