Своеобразной визитной карточкой музея-заповедника "Александровская слобода" является поддон подсвечника, изображение которого содержат практически все учебники истории. Если хотите, это одна из наиболее ранних сохранившихся записей устных преданий о Слободе, искусно выполненная резцом ремесленника … на металле.
На поддоне выбиты четыре клейма с изображениями:
- Александровского кремля, глав церквей, угловой башни с флюгером,
- угловой башни,
- хвойного леса и дороги, ведущей в крепость,
- опричника на коне с метлой в руке и собачьей головой у седла.
Между рисунком кремля и дороги надпись в 4 строки на старославянском языке: "остави град и удалился царь со братию в монастырь". Она служит дополнительным доказательством того, что Грозный создал из опричников в Александровской слободе монашеское братство, о роли которого в истории России историки спорят до сих пор. Согласно мнению одних, это была пародия на монашество. Другие считают, что это был орден по примеру западных, и воспринимать его необходимо абсолютно серьезно.
По мнению А.Л. Дворкина, «…Грозный хотел соединить в своем лице обе власти, духовную и светскую. Он видел себя во главе идеального “монастыря”, каким представлялось ему государство, от века предназначенное быть высшей ценностью и конечной целью человеческой истории, когда именно в нем, в государстве, а не во Христе, “все будут одно”. Отсюда и непоколебимая вера, что он — орудие воли Божией, а каждый успех его царствования — благословение Божие».
Выбитый на поддоне образ опричника с метлой и собачьей головой подтверждается сообщениями Таубе и Крузе, иноземцев, состоявших на службе у Ивана Грозного: «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны».
Увидеть подлинник поддона подсвечника можно на основной экспозиции "Государев двор" музея-заповедника #александровскаяслобода