Вы можете мне сказать, что этика предпринимателю не нужна. Он должен зарабатывать деньги, создавать продукты, получать прибыль и делать все, чтобы его капиталы росли и приумножались. Его целью являются деньги. Понимая это, многие предприниматели полностью уходят в заработок денег и начинают не этично относиться к своим клиентам.
Вы можете мне сказать:
«Александр, причем здесь этика, если предприниматель зарабатывает деньги? Ведь ради них он организовал свой бизнес? Ведь так? Так о какой этике идет речь? Главное деньги!»
С одной стороны, правильное замечание, с другой нет. Чтобы было понятно, что я имею в виду, приведу пример из жизни. Уверен, что после этого все вопросы по этичности ведения бизнеса отпадут сами собой, и вы по-новому посмотрите на своего клиента. Вы уже будете знать, что этично, а что нет.
Производство визитных карточек
Когда я серьезно занимался производством визитных карточек, я постоянно сталкивался с этикой отношений между мной и моими клиентами.
Представьте себе следующую ситуацию.
Ко мне приходит клиент, который хочет заказать очень дорогие визитные карточки. Я не против такого заказа, а даже за, двумя руками! Ведь я понимаю, что на этом заказе смогу заработать намного больше денег по сравнению с изготовлением простых визитных карточек.
Для меня это большой плюс!
Но есть небольшой нюанс – во время разговора с клиентом я понимаю, что визитные карточки, которые он хочет заказать, будут раздаваться им всем подряд, направо и налево. Таким способом он будет не только рекламировать свои услуги, но и покажет всем окружающим какой он крутой и успешный бизнесмен. При этом не ясно будут ли у него клиенты, но визитные карточки будут розданы и через пару дней их опять придется заказывать.
Я понимаю, что визитные карточки, которые он хочет заказать для этих целей не подходят. Ему не нужны такие крутые визитные карточки. Он нуждается в визитках, рассчитанных на массовый и средний сегмент клиентов.
Как решить проблему клиента?
Как мне поступить в этой ситуации? Поступиться своими принципами и сделать дорогие визитные карточки?
Но как тогда быть с мыслями в моей голове? Как быть?
Ведь я понимаю, что от этих визитных карточек клиент не получит пользы, но зато я получаю деньги здесь и сейчас. Хорошие деньги за хорошую работу.
Или же предложить ему другой вариант, более выгодный?
Но ведь тогда есть вероятность, что он просто уйдет от меня и больше не придет. Я ничего не заработаю и потеряю клиента.
Как быть в этой ситуации? Как себя повести?
Что важнее: деньги сейчас или решение проблемы клиента?
У меня была дилемма выбора: я боролся между деньгами и истинной пользой, которую могу дать своему клиенту. Внутренний демон, который нашептывал и сладко пел «Деньги сейчас! Деньги сейчас! Бери и не прогадаешь!» сдался, капитулировал перед здравым смыслом и истинным понятием, что значит решать проблемы клиента.
Возникшая ситуация с заказом дорогих визитных карточек может развиваться по одному из двух сценариев.
Какой из них выбрать?
Сценарий #1. Деньги здесь и сейчас!
Я беру деньги и молча, наступая себе на горло и на свои принципы, делаю дорогие визитные карточки, зная, что клиенту они не принесут никакой пользы.
Да, я заработаю деньги, но в будущем, скорее всего его потеряю.
Клиент раздаст визитные карточки так как он задумал и скорее всего не получит ни одного заказа, хотя может и получит, это точно неизвестно. После раздачи визитных карточек у него может пропасть желание заказывать визитки у меня еще раз. Он не вернется ко мне. Я его потеряю, но заработаю деньги прямо сейчас.
Сценарий #2. Решить проблему клиента.
Я искренне поинтересуюсь, с какой целью клиент заказывает дорогие визитные карточки, и как будет их использовать.
Поняв истинное значение этого заказа, я постараюсь повлиять на него и подведу к тому, что имеет смысл вместо дорогих визитных карточек заказать визитки, рассчитанные на массовый и средний сегмент клиентов. Я расскажу клиенту о том, что никогда ему не расскажет производитель визитных карточек – минусах и плюсах визитных карточек, изготовленных с помощью различных технологий.
Клиент получит от меня конкретную рекомендацию как ему поступить, и какие визитные карточки оптимальны для решения его задачи.
Выслушав мои доводы и признав их рациональными, клиент пересмотрит свое решение заказать дорогие визитные карточки и сделает заказ согласно моей рекомендации. Он поймет, что дорогие визитные карточки ему нужны для особых клиентов, статус и положение которых нужно подчеркнуть. С ним он обязан быть на высоте, даже в визитных карточках.
В этой ситуации все участники процесса получают выгоду: я – денежного клиента, который качественно решит свою проблему, клиент – оптимальное вложение денег для решения своей проблемы.
На основании анализа, который я провел, мной был выбран второй сценарий работы со своим клиентом. Я не прогадал. Я получил хороший заказ, а клиент много постоянных клиентов.
Что самое интересное, практически все клиенты, с которыми я работал по второму сценарию, становились моими постоянными клиентами. Они понимали, что я искренне заинтересован в решении их проблем, и видели, что мне не безразлично для каких целей они заказывают визитные карточки.
Конечно же, высказывая клиентам свои мысли по поводу использования их визитных карточек у меня был большой шанс, что они уйдут к другому человеку, который сделает им визитные карточки без каких-либо дополнительных вопросов и рассуждений.
Такие клиенты были, но очень мало. Они не понимали то, о чем я им говорил, так как думали, что я думаю, что у них нет денег, чтобы оплатить свой заказ.
Что происходит в онлайн-бизнесе? Как относиться к клиенту?
Происходит все, то же самое, что и в сфере производства визитных карточек. Ничего не изменилось с тех пор. Предприниматели продают свои продукты в лоб, скрывая от клиентов не только подробности их применения, но и целесообразность самой покупки. Они бьют по их слабостям и продают то, что не принесет им пользы и не решит их проблем. Мало того, они не отвечают на вопросы клиентов, если в них речь идет о пользе и сути продукта, его практической ценности.
Для предпринимателей стало важным не решить проблему клиента, а заработать деньги любым путем, играя на его слабостях.
Это факт! Все происходит именно так. Это неправильно. Такие действия не принесут ничего хорошего ни предпринимателю, ни его клиенту.
Предприниматель потеряет клиента в долгосрочной перспективе, а клиент будет чувствовать себя обманутым и больше никогда не купит его продуктов. Мало того, обиженный и оскорбленный клиент расскажет всем своим знакомым о его продукте в самых мрачных красках и приложит максимум усилий, чтобы распространить эту информацию в сети всеми доступными способами.
Каждый предприниматель, независимо от того какой продукт продает, всегда должен относиться к клиенту не как к мешку с деньгами, а как к человеку, проблемы которого он решает. Только в этом случае он сможет много зарабатывать и иметь большое количество благодарных клиентов, которые будут покупать его продукты и рекомендовать их другим людям.
Если вы хотите прочитать больше моих статей и материалов, приходите на мой сайт https://bizzon.info
© Александр Доценко – руководитель проекта https://bizzon.info «Бизнес Эксперта. Как превращать знания в деньги!»; автор многочисленных публикация в области электронного бизнеса, в том числе статей, электронных книг и онлайновых курсов обучения.