Антонелла Монцони — обладательница звания мастера итальянской фотографии и лауреат международных премий, на счету которой множество персональных и коллективных выставок. В 2016 году престижной премии Marco Bastianelli была удостоена её фотокнига «Ferita Armena» (рус. «Раненая армянка»), предисловие к которой составила итальянская писательница армянского происхождения Антония Арслан. Как признаётся сама Антонелла, Армения стала для неё не просто очередной точкой на карте фотопроектов, а любовью с первого взгляда.
Антонелла, сколько раз вы были в Армении и почему захотели поехать туда в первый раз?
В 2008 году я решила поехать на Кавказ — эти места для меня обладают особым очарованием, а само слово «Кавказ» мне кажется очень музыкальным. (Медленно повторяет: «Кавказ»). Я побывала в Грузии, Армении и Нагорном Карабахе, но самое сильное впечатление на меня произвела именно Армения. Я влюбилась с первого взгляда, хотя эту любовь нельзя назвать счастливой, потому что такой нельзя назвать и саму Армению: куда бы ты ни отправился, везде чувствуется непроходящая грусть. После той первой поездки Армения всё время звала меня, и я вернулась ещё 3 раза.
Я влюбилась в людей. Мне невероятно повезло в том, что уже в свой первый приезд я познакомилась с человеком, который стал для меня ключом ко всему и во всём помог. Это Виктория Мангасарян, доцент кафедры итальянского языка Ереванского лингвистического университета. Её кандидатура была просто идеальной: во-первых, это женщина (а мои проекты в основном о женщинах), во-вторых, армянка, которая изнутри знала то, что меня интересовало, и, наконец, она в совершенстве говорила по-итальянски. Мы подружились. Повсюду меня сопровождая, она помогла мне понять Армению, научила многим вещам. Когда у Виктории были занятия в университете, со мной оставались её дочери. Сейчас это взрослые женщины, у одной из них есть собственные дети. А тогда дочери Виктории были совсем молоденькими, но обе уже в тот момент обладали сформировавшейся гражданской и политической позицией. Суть этих понятий я осознала именно благодаря двум армянским девушкам — к сожалению, в Италии о таких вещах давно забыли.
В какой момент возникла идея книги об Армении?
В общем-то у меня не было особого повода делать этот проект. Я собиралась фотографировать в поездке, но не знала, что выпущу книгу. Наверное, эта идея возникла просто потому, что я искренне влюбилась в Армению. Итальянские фоторедакторы говорили мне, что цветные снимки чаще публикуются, так как в журналах не любят слишком «тяжёлые» фотографии. Поэтому в первую поездку я взяла с собой в основном цветную плёнку, но в итоге не использовала ни одной катушки. Я почувствовала Армению чёрно-белой и точка. И вообще для меня важно, что все снимки для этого проекта сделаны не на цифровую камеру, а на плёнку — она лучше передаёт мой взгляд.
В 2012 году за свои фотографии из Армении я получила первую премию Vienna International Photo Awards. Материал из разных поездок копился, и год спустя я вдруг поняла, что в 2015 году будет 100-летие Геноцида и я должна выпустить книгу к этой дате, иначе не издам её уже никогда. В этой работе я видела не только реализацию своего эго, но и нечто полезное, что поможет рассказать о Геноциде, о котором многие до сих пор не знали. Я провела много конференций и презентаций этой книги вместе с Антонией Арслан (Antonia Arslan), написавшей к ней вступительное слово.
О чём фотографии из книги Ferita Armena?
Это не картинки из путеводителя с достопримечательностями. Это мой путь, моё личное восприятие Армении. По сути я сделала серию снимков об армянских женщинах, и снята она тоже женщиной. «Ferita Armena» — работа, на 100 % сделанная по-женски. Интересно, что это пришло мне в голову только сейчас, во время интервью. Ведь в Армении я почти не общалась с мужчинами. То есть меня знакомили, например, с ереванскими художниками, но в целом в основе моего видения Армении и моей книги лежит женское начало. Я бы назвала это «женской симфонией».
Что такое Армения для вас? Какая она?
Это очень интересный и сложный вопрос, который я никогда себе не задавала. Если на волне этой «женской симфонии», которую я почувствовала, перевести образ Армении во что-то осязаемое, то это женщина среднего возраста, не старая — например, как я. С глазами, в которых читается печаль. Она не может вычеркнуть из своей памяти Геноцид.
А как бы вы охарактеризовали армян? Похожи ли они на итальянцев?
Честно говоря, я не нахожу ничего общего. Может быть, это только ум и логика, которые присущи и армянам и итальянцам. Армяне очень живые и активные люди, умеющие делать огромное количество вещей, очень щедрые и всегда готовые помочь. Я бы даже сказала, что они гениальные. Но с их лиц никогда не сходит печаль. Рана, связанная с Геноцидом, до сих пор кровоточит в каждой семье. Я общалась с молодёжью и заметила, что многие устали нести этот багаж. Некоторые говорили, что хотят оставить его в прошлом и идти дальше, хотя таких меньшинство. В целом на молодых людей всё равно очень влияет семья, некая генетическая память.
Какое ваше любимое место в Армении?
Это старое кладбище в Норатусе, с которым в каком-то смысле связана история моей книги. Я занималась ею от начала до конца: придумала дизайн, обложку, определила последовательность фото, выбрала бумагу. Выстроив композицию книги, я задала себе вопрос, не поместить ли в ней карту Армении. Мне показалось, что географическая карта в фотокниге будет выглядеть некрасиво, но эта мысль продолжала сидеть во мне, пока в один прекрасный день я не встретила человека, который сказал: «Ааа, Армения, я понял — это рядом с Палестиной». Я сдалась и решила сделать эту карту хотя бы для того, чтобы люди знали, где находится Армения. Но всё равно мне не хотелось использовать геополитическую карту, и я стала искать какое-то необычное изображение. Оно нашлось в Palazzo dei Musei (крупный музейный комплекс в Модене, хранящий старинные манускрипты, географические карты, археологические находки и коллекцию живописи – прим. ред.), но воспроизвести ту карту оказалось невозможно. Спустя какое-то время я нашла в своей библиотеке небольшую книгу, которую мне подарили во время первой презентации фотографий из Армении в 2009 году. Она проходила в Падуе, где живёт Антония Арслан. Достав эту книгу, я вспоминала, что в ней были рисунки друга Антонии, художника Сирио Луджинбуля (Sirio Luginbühl), влюблённого в Армению, как и я, и побывавшего там много раз. Среди этих рисунков я и нашла карту Армении — именно такую, какая была нужна для моей книги.
Я должна была получить разрешение автора на использование этой иллюстрации, но мы несколько лет не общались и мне было неловко звонить ему. Поэтому сначала я решила посоветоваться с Антонией. Когда я спросила, могу ли позвонить Сирио, она вдруг сказала, что 3 месяца назад он умер, но я могу позвонить его жене Флавии. Так я и сделала. Она очень обрадовалась тому, что работа Сирио продолжит жить в моей книге, и сразу дала разрешение. И ещё она сказала, что тогда на презентации Сирио особенно понравилась одна фотография и он её нарисовал. А после смерти мужа Флавия вернулась в Армению и оставила этот рисунок на старом кладбище в Норатусе. По телефону я не спросила, о какой фотографии идёт речь, но сразу же поняла. И через некоторое время, когда мы с Флавией встретились на моей выставке в Мантуе, я задала ей этот вопрос. Как я и думала, Сирио сделал рисунок с моей фотографии старого кладбища в Норатусе. Таким образом круг замкнулся.
Как вы считаете, благодаря чему книга «Ferita Armena» выиграла престижную премию в области фотографии?
Прежде всего хочу сказать, что я не ожидала получить эту премию. Я отправила книгу на конкурс, но не претендовала на победу, так как знала, что среди участников много замечательных фотографов с интересными проектами.
А по поводу причин… Вчера перед сном я в очередной раз внимательно рассмотрела книгу «Ferita Armena», так как давно этого не делала и знала, что сегодня мне предстоит говорить о ней. И знаешь, что я себе сказала? Наверное, не нужно в этом признаваться, но я подумала: «А ведь она, действительно, заслужила эту премию». Когда автор произносит подобные слова через 3 года с момента выхода книги, это дорогого стоит. И мой эгоцентризм здесь ни при чём. Эта мысль — доказательство того, что я глубоко верю в свою работу. Не только из-за хороших фотографий, а ещё и потому, что эта книга что-то дала людям — я это почувствовала. Мне сказали, что решение членов жюри было единогласным. Думаю, они оценили ритм книги, её вкус, детали. В ней нет ничего случайного. Внутри вклейки: это не стандартные описания изображений, а некий культурный фон, информация о месте, к которому относится то или иное фото. Мне не хотелось делать скучные подписи под фотографиями, как в каталоге, но я долго не могла придумать, каким образом разместить в книге эти сведения. И уже на финальной стадии производства, перед самой печатью, мне в голову пришла идея на счёт вкладок. Я выпускала книгу на собственные средства, и изменение макета в последний момент стоило мне больших вложений, но я очень рада тому, что «Ferita Armena» получилась именно такой, какая она есть.
Возможно, жюри также оценило путь, который проделала женщина (скажем это вслух!), чтобы собрать эти фотосвидетельства и рассказать о Геноциде, который был практически забыт. То есть оценивались не только фотографии, но и сама суть проекта, его значение.
© Monzoni Antonella. Ferita Armena
Участвуете ли вы в армянских событиях, которые проходят в Италии?
Да, участвую, но почти всегда с Антонией Арслан. Она вовлекает меня в эти события, мы делаем совместные презентации. Одна из моих фотографий стала обложкой книги, написанной Антонией вместе с двумя другими авторами и посвящённой Геноциду армян. Для меня было большой честью, что во время моего награждения премией Bastianelli в зале присутствовал член Совета армянской общины Рима Роберт Аттарян (Robert Attarian). Он пришёл на мою презентацию и сел рядом со мной. Значит, книга «Ferita Armena» — не просто фотографии, она несёт в себе некое послание. Человек, с которым мы не знакомы, получил его и поэтому так серьёзно отнёсся к моему проекту.
Какие проекты вы планируете осуществить в ближайшее время?
Во-первых, мне очень приятно, что в этом году меня пригласили стать членом жюри премии Bastianelli. Проделать путь от участника до члена жюри всего за 2 года — это очень крутое восхождение, благодаря которому я ещё явственнее ощутила силу своей книги.
В ближайшее время в городе Ченто в провинции Феррары откроется моя выставка «Chiedo a loro chi sono io» (рус. «Я спрашиваю у них, кто я»). Она расскажет истории 10 женщин, встречи с которыми меня обогатили. В экспозицию войдут женские портреты из разных проектов, в том числе из книги «Ferita Armena».
Затем в Абруццо состоится моя лекция, в рамках которой я расскажу о своём опыте в фотографии. А в ноябре я буду участвовать в коллективной выставке на одной из важнейших экспозиционных площадок Италии — Fondazione Benetton в Тревизо.
Беседовала Татьяна Тростникова