Установка «лежачих полицейских» – вроде бы благое дело. Согласно статистике с их увеличением – снижается количество аварий со смертельным исходом.
Лежачие полицейские или как говорят англо-язычные люди - «спящие»полицейские, (у нас как будто как знали, что когда-то появится сериал «Спящие», это слово получит несколько другой оттенок, и не стали делать полную кальку) были придуманы около 100 лет назад в Америке. Сначала они изготавливались из бревен и досок. Главными бенефициарами этих новинок тогда были деревенские фермеры, которым надоело, что из-за бума автоматизации жертвами становились их домашние животные (а это прямой убыток! Деньги в США всегда считать умели!)
А поскольку водители должны были заранее оповещены о тех неожиданностях, что их ждут на дороге, - стали появляться таблички: "сбрось скорость до 5 миль в час, либо лишишься своего автомобиля". Такими были прообразы современных знаков, которые со временем стали совершенствоваться.
В советские годы и в современной России лежащие полицаи появились достаточно поздно. И дело не в том, что мы отставали от моды, а просто количество машин на дороге страны, чья территория равна территориям США и Китая вместе взятым ( а при СССР и больше!) было весьма незначительным. И только в последнее время десятилетия бум докатился и до нас.
Мне лично раньше приходилось сталкиваться с лежачими полицейскими только в маленьких городах, да и то, как правило, при въезде в город. Когда мы с напарником ездили в такие небольшие города поиграть в игровые автоматы (в те, где проигрыша с нашими знаниями быть не могло) мы постоянно забывали об этих диковинных тогда для нас знаках, и чуть в последний момент не разбивали подвеску. После 120 км в час ( нарушали иногда, а как же!), 40 км в час кажется выйдешь и пешком пойдешь. Поэтому для перестройки мышления такие знаки были полезны.
Но одно лечит – другое калечит! Любую ведь идею можно довести до абсурда! И теперь у нас в Екатеринбурге настолько много лежачих полицейских, что это уже начинает не просто доставлять дискомфорт, но и является причиной множества травм. Уверен, что подобное мы можем встретить и в других городах России.
Согласно ГОСТу лежачие полицейские могут быть установлены:
перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах. - перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до сорока километров в час и менее, установленное дорожным знаком "Ограничение максимальной скорости" или "Зона с ограничением максимальной скорости". - перед въездом на территорию, обозначенную знаком "Жилая зона". - перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от тридцати до пятидесяти метров до дорожного знака "Движение без остановки запрещено". - от десяти до пятнадцати метров до начала участков дорог, являющихся участками концентрации дорожно-транспортных происшествий.
И наоборот установка таких знаков запрещается: - на дорогах регионального значения с четырьмя полосами движения и более (кроме участков, проходящих по территории городов и населенных пунктов с числом жителей более тысячи человек). - на остановках или соседних с ними полосах - на мостах, путепроводах, эстакадах, в транспортных тоннелях и проездах под мостами. - на расстоянии менее ста метров от железнодорожных переездов. - на магистральных дорогах скоростного движения в городах и магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения. - на подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам для стоянки.
К сожалению, последние пункты запретов далеко не всегда соблюдаются.
Что поделаешь: производство лежачих полицейских – очень выгодный бизнес, который может накормить широкий круг людей: самих производителей, чиновников, дающие разрешения на установку в «нужных» для определенных бизнесменов местах, работникам автосервисов, которые чинят автомобили с «потерявшейся подвеской), докторов из травмпунктов, производителей гипсов, бандажей, бинтов, работников правоохранительных органов.
Вроде бы многие довольны.
Но почему не принимается в расчет здоровье наших людей, особенно пожилого возраста.
Скажем, у нас в Екатеринбурге появилось тысячи маршрутных такси, водители которых, (как правило, из ближнего зарубежья) в погоне за планом, очень часто не утруждают себя замедлить скорость перед лежачими опасностями. Причем, многие водители, вообще не владеют техникой проезда таких препятствий. Каждый год тысячи и тысячи случаев по всей стране, когда в результате поездки, планы человека резко меняются, и вместо плодотворной работы на благо общества, человек вынужден сидеть на больничном с компрессионным переломом позвоночника, шеи, других суставов. А иногда и просто уходить из жизни!
А доказать, что именно водители маршруток явились причиной всех бед – ой, как не просто! Если не сказать – невозможно! К тому же случается, что травмы начинают давать о себе знать не сразу, а спустя некоторое время.
Какой же выход? Глупо надеяться, что простыми разговорами мы можем призвать водителей к бережному отношению к пассажирам. Поэтому видится целесообразным, ужесточение административной ответственности, в случае получения людьми увечий в результате проезда лежачих полицейских.
Ну, или пользоваться опытом других стран. Так, например, в Великобритании изобрели надувные спящие полицейские. Если водитель не сбрасывает скорость, то специальный датчик регистрирует удар колес и «полицейский» не будет сдуваться, а если сбрасывает – сдувается и, следовательно, облегчает проезд автомобилю. Покупать за рубежом дорого, ( хотя когда это останавливало дельцов), поэтому есть шанс для нашей науки – показать себя, на благо здоровья всего общества.