Проблемная предыстория
Среди обывателей популярно мнение, что Гражданская война в США велась за освобождение африканских рабов из рабства. Север представляется добрыми и справедливыми демократами, которые встали своей белой грудью на борьбу с Югом - олигархами-эксплуататорами. Однако такая картина верна лишь отчасти.
Действительно, рабовладельческий вопрос можно отчасти отнести к причине конфликта, но на деле он был лишь поводом. Так, ещё до начала войны в Штатах проживало порядка 4 миллионов чернокожих рабов, при этом и на Севере, и на Юге жили освобождённые афроамериканцы. И тут самое интересное, в свободных штатах их насчитывалось 200 тысяч, а в рабовладельческих - 300 тысяч. Почему же бывшие рабы не спешили селится на Севере? Отнюдь не из-за климатических условий.
Несмотря на «свободу», на Севере процветала расовая сегрегация. Свободных чернокожих американцев притесняли буквально во всём. Дело доходило до того, что специально для «цветных» строили отдельные магазины и столовые, лишь бы они никак не пересекались с белыми согражданами.
С началом Гражданской войны «за освобождение южных рабов» ситуация ухудшилась. Белые принялись избивать своих чернокожих соседей, считая их виновниками конфликта. Интересно, что самих бывших рабов на войну с эксплуататорами не пустили - по закону в армии США могли служить только белые работоспособные граждане-мужчины.
Создание 54-го Массачусетского полка считается для американской армии большим достижением - первое регулярное воинское подразделение, состоявшее полностью из афроамериканцев. Вот только истина, как обычно, скрывается в мелочах. Массачусетский 54-й был сформирован только потому, что темнокожие американцы по закону не могли служить в одном подразделении с белыми согражданами.
Командовали же полком исключительно белые офицеры. Ещё один интересный факт - в годы Гражданской в армии США прошли службу 200 тысяч афроамериканцев, но только 80 получили офицерские погоны. К Первой мировой войне, о которой далее пойдёт речь, ситуация не изменилась, а по некоторым направлениям и усугубилась, хотя в армии таки появились «отряды буффало» - пограничные отряды из афроамериканцев, применявшиеся для войны с индейцами.
А что у нас?
В Европе с рабством дело обстояло куда лучше, по крайней мере колониальные империи активно запрещали рабовладение в метрополиях. Расовая сегрегация хоть и имелась, но была не государственной, как в США, а, скажем так, «кухонной». Так, к началу Великой войны во Франции уже активно формировались «туземные» части, а жители африканских колоний могли свободно, по крайней мере по закону, служить наравне с согражданами метрополии.
В России проблем с иностранцами не было издревле. Так, наёмная татарская конница служила практически при каждом сильном правителе Московии. В Российской империи полки формировались по территориальному признаку, поэтому в армии служили представители большинства народностей огромной страны. Вот только африканских колоний у России никогда не было, и встретить в Русской императорской армии можно было много кого, но не темнокожего африканца. Тем не менее, исключения имеются всегда.
В Россию Марсель Пля попал ещё будучи ребёнком. Его вместе с матерью привёз из далёкой Полинезии один купец, побывавший там по деловой поездке. К тому времени Марсель уже знал французский язык, но довольно быстро выучил и русский. Экзотичный, для тех лет, цвет кожи никак не помешал парню освоится в новой стране. Как и большинство юношей тех лет, Марсель рано женился. Его избранницей стала простая русская крестьянка. А вот на жизнь он зарабатывал необычным в то время трудом - работал автомехаником.
С началом Первой мировой войны Марсель не стал отсиживаться за французским гражданством, а записался добровольцем в Русскую императорскую армию. Там он также не встретил расовых предрассудков и его определили водителем. Однако талантливого юношу быстро заприметили и его перевели в настоящую элиту своего времени - бомбардировочную авиацию.
Его зачислили механиком, а по совместительству и бортстрелком, на самолёт «Илья Муромец» в экипаж поручику из Белоруссии Авениру Костенчику. Дабы соответствовать должности бойцу Пля было присвоено унтер-офицерское звание, или на современный лад - старшина.
Огонь, вода и немецкие истребители
Уже входе первого вылета бомбардировщик был атакован сразу несколькими истребителями. Однако полинезиец выдержал крещение огнём. Он не только отогнал германские истребители, но и сбил один. За это молодого бойца наградили его первым Георгием.
Ещё тяжелее Пля пришлось в казалось бы рядовом полёте. Экипажу было приказано отбомбиться по железнодорожному узлу в Латвии, занятому германскими войсками. Разведка докладывала, что объект охраняется слабо и сопротивления быть не должно. Но в реальности всё оказалось совсем наоборот.
К моменту вылета германская армия установила на железнодорожной станции мощную систему ПВО. Тем не менее Костенчик принял решения задание выполнить. В первый заход было сброшено 13 бомб, которые полностью разрушили объект. Однако один из артснарядов разорвался перед носом самолёта и поручик получил тяжёлые ранения. Несмотря на это он решил сделать ещё один заход и обрушить оставшиеся бомбы на сконцентрированные в одном месте орудия ПВО.
Во время второго захода самолёт получил ещё несколько пробоин, в том числе заглохли и три из четырёх двигателей, но «Илья Муромец» держался. Одного двигателя хватало, чтобы удерживать самолёт от пикирования, однако самолёт хоть и планировал, но быстро снижался. Экипажу грозил в лучшем случае плен, если же машина «сядет» в лесу, то неминуема катастрофа.
Тогда Пля выбрался из турельной установки и на лету по фюзеляжу перебрался на крылья. Там он привязал себя верёвкой к одной из стоек и принялся ремонтировать двигатели. Используя один из повреждённых моторов как донора, он запустил два других и на протяжении двух часов механик поддерживал работу двигателей. За это время его несколько раз срывало с крыла потоками ветра, но Пля по привязанной верёвке забирался обратно. Когда героический экипаж вернулся на аэродром, то самолёт просто развалился на части, позже на нём насчитали 64 попадания.
Своего второго Георгия Марсель Пля получил за бой уже на новой модели «Муромца», которую дали экипажу взамен развалившегося бомбардировщика. На нём была установлена новая хвостовая турель, которая прикрывала самую уязвимую заднюю полусферу. Это ответственное место отдали как раз Пля.
В один из вылетов бомбардировщику на хвост сели сразу три германских истребителя. Как позже вспоминал боец, немец явно не ожидал, что на новом русском бомбардировщике прибавилось оборонительных пулемётов, поэтому смело сел на «шесть». Пля выпустил по нему очередь, но не попал. Однако пилот испугался и резко дёрнул свой истребитель в стону. Его биплан не был рассчитан на такие манёвры, потерял управление и начал падать.
Второй истребитель попытался атаковать из пике, обрушившись на бомбардировщик сверху. Но его Пля буквально распилил на части затяжной очередью и немецкий самолёт развалился на части ещё в воздухе. Третий пилот предпочёл не связываться с бомбардировщиком и отступил. За бой Марселя Пля наградили вторым Георгием.
К сожалению не известно как сложилась судьба пилота в революционной России. Одни говорили, что он вместе со своим командиром вступил в Белое движение, другие же утверждали, что Пля увёз семью в далёкую Полинезию. Как бы то ни было, но судьба первого русского темнокожего авиастрелка после Первой мировой войны не известна.
Ещё по теме:
Сербия до икоты напугала албанцев в Косово: такого не было со времён войны
Мифы о «Крокодиле»: нашумевшие подвиги винтокрылой легенды
Секреты «Чёрной акулы»: каким Ка-50 должен был быть на самом деле