В результате работы над коллективным составлением сказки на основе сравнения народной и авторской сказки, у младшего школьника активизируются мыслительные процессы. Поскольку этот урок является уроком творческим, у детей повышается внимание к уроку; он способствует развитию творческих и литературных способностей детей, а также развитию речи - так как на этом уроке говорят исключительно ученики, а учитель является только направляющим и помогающим фактором. Ребенок, работая над составлением сказки, включается в творческую деятельность, он создает нечто новое.
Работая над этим, можно без преувеличения сказать, литературным произведением ребенок активно задействует свою фантазию. Взяв элементы из реальности, подвергнув их мыслительной переработке, ребенок превратил их в продукт воображения - в сказку. Воплотившись, его фантастические образы стали реальностью произведения, творцом которого явились как коллектив в целом, так и каждый ребенок в частности.
Обширно задействована эмоциональная сфера младшего школьника. Активное участие в составлении сказки дает младшему школьнику положительное эмоциональное переживание.
Сказка - неотъемлемая часть духовного мира ребенка, поэтому участие в ее составлении повышает самооценку младшего школьника. Если у ребенка в процессе обучения возникли какие-либо проблемы с развитием речи, если он на уроке не стремится отвечать из-за боязни ошибки или просто стеснительности, то такой урок - шанс и для учителя, и для ученика преодолеть возникшие проблемы.
В результате включения ребенка в творческую деятельность может произойти повышение самооценки ученика и, одновременно, повышение авторитета в классе. В начальной школе, особенно в первом классе, детям бывает трудно перейти от игровой деятельности к учебной. Если на этале обучения грамоте прием включения в обучение игры еще применяется, то строя уроки чтения или развития речи педагоги иногда забывают об этом.
Сочинение сказки во многом напоминает игру, но, как бы играя, дети вместе с тем выполняют учебное задание. Они приобщаются к литературному творчеству. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста.
Задача начальной школы подготовить ребенка к старшему звену. Чтобы ликвидировать иногда появляющиеся отставания и подготовить к большим письменным нагрузкам в дальнейшем, необходимо развитие литературных способностей.
"Развитие детского литературного творчества становится гораздо более легким и успешным, когда ребенка побуждают писать или говорить на такую тему, которая является для него внутренш понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению в слове своего внутреннего мира". По мнению Л.Н. Толстого, задачей воспитателя является не ско- роспелая прививка языка взрослых, а формирование собственного литературного языка. Для того, чтобы воспитать литературное творчество у детей, необходимо давать им не только стимулы и материалы для творчества. Нужно научить его как именно браться за сочинительство.
В результате проведения творческого урока-сочинения сказки происходит развитие памяти. Так как сочинение сказки проводится в конце первого класса, нецелесообразно было бы детям записывать сказку из-за недостаточной сформированности каллиграфического навыка. Поэтому сказку записывает учитель, а детям предлагается ее запомнить с тем, чтобы затем повторить. Фактически здесь происходит переход непроизвольной памяти в произвольную. Из-за того, что дети активно включаются в работу, запоминание сказки идет непроизвольно.
Однако учащиеся поставлены перед задачей рассказать эту сказку дома, а затем /через неделю/ на уроке развития речи. Желание справиться с этой задачей и заслужить похвалу и одобрение домашних и учителя, приводит к тому, что ребенок произвольно, осознанно старается запомнить сказку. Возможно, что некоторые дети попытаются записать сказку, чтобы не забыть. Этому препятствовать не надо, но целевая установка должна быть "запомни".
Основной задачей на этом уроке, безусловно, будет являться развитие устной речи учащихся. Так, дети должны научиться строить свое высказывание в соответствии с требованиями стиля и ситуации /в данном случае сказочной/. Правильно использовать элементы композиции, выстраивать сюжет в соотнесенной последовательности. Причем, чтобы добиться этого, ученики должны внимательно слушать своих товарищей. Коллективная работа на уроке развития речи по составлению сказки требует от учителя умения поддержать в классе дисциплину и рабочий настрой. Иначе никакого плодотворного творческого процесса на уроке не получится.
Наблюдения за детьми во время урока выявили повышенный интерес к уроку, высокую активность учеников, а также усиленное внимание к задаче. В работе принимали активное участие все дети. Сочинение увлекло и заинтересовало их. Наблюдая, можно было заметить, что сотрудничество с учителем понималось детьми как действительно совместная работа, в которой они чувствовали себя полноправными участниками процесса.
Результатом урока стала сказка о мальчике и девочке, которые расколдовали волшебный лес, тем самым победив злую волшебницу. Последующая проверка того, кто запомнил сказку и смог через неделю рассказать ее правильно, воспроизвести, показала, что больше половины учеников класса смогли это сделать. Даже те, у кого произвольная память была недостаточно развита смогли это сделать, правда с небольшими опущениями. Результаты эксперимента показали, что такую работу по включению детей в творческую литературную деятельность необходимо проводить с первых дней ребенка в школе, как залог будущего успеха обучения в старших классах, а также развития и обогащения речи младшего школьника.