Найти тему

Психолого-педагогические аспекты работы с авторской сказкой.

В результате работы над коллективным состав­лением сказки на основе сравнения народной и авторской сказки, у младшего школьника активизируются мыслительные процессы. Поскольку этот урок является уроком творческим, у детей повышается внимание к уроку; он способствует раз­витию творческих и литературных способностей детей, а также раз­витию речи - так как на этом уроке говорят исключительно учени­ки, а учитель является только направляющим и помогающим фактором. Ребенок, работая над составлением сказки, включается в творчес­кую деятельность, он создает нечто новое.

Работая над этим, можно без пре­увеличения сказать, литературным произведением ребенок активно задействует свою фантазию. Взяв элементы из реальности, подвер­гнув их мыслительной переработке, ребенок превратил их в продукт воображения - в сказку. Воплотившись, его фантастические образы стали реальностью произведения, творцом которого явились как коллектив в целом, так и каждый ребенок в частности.

Обширно задействована эмоциональная сфера младшего школьника. Активное участие в составлении сказки дает младшему школьнику положительное эмоциональное переживание.

Сказка - неотъемлемая часть духовного мира ребенка, поэтому участие в ее составлении повышает самооцен­ку младшего школьника. Если у ребенка в процессе обучения воз­никли какие-либо проблемы с развитием речи, если он на уроке не стремится отвечать из-за боязни ошибки или просто стеснитель­ности, то такой урок - шанс и для учителя, и для ученика преодолеть возникшие проблемы.

В результате включения ребенка в тво­рческую деятельность может произойти повышение самооценки учени­ка и, одновременно, повышение авторитета в классе. В начальной школе, особенно в первом классе, детям бывает трудно перейти от игровой деятельности к учебной. Если на этале обучения грамоте прием включения в обучение игры еще применяется, то строя уроки чтения или развития речи педагоги иногда забывают об этом.

Сочинение сказки во многом напоминает игру, но, как бы играя, дети вместе с тем выполняют учебное задание. Они приобщаются к литературному творчеству. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста.

Задача на­чальной школы подготовить ребенка к старшему звену. Чтобы ликвидировать иногда появляющиеся отставания и подготовить к большим письменным нагрузкам в дальнейшем, необходимо развитие литературных способностей.

"Развитие детского литературного твор­чества становится гораздо более легким и успешным, когда ребен­ка побуждают писать или говорить на такую тему, которая является для него внутренш понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению в слове своего внутреннего мира". По мнению Л.Н. Толстого, задачей воспитателя является не ско- роспелая прививка языка взрослых, а формирование собственного литературного языка. Для того, чтобы воспитать литературное творчество у детей, необходимо давать им не только стимулы и мате­риалы для творчества. Нужно научить его как именно браться за сочинительство.

В результате проведения творческого урока-сочинения сказки происходит развитие памяти. Так как сочинение сказки проводится в конце первого класса, нецелесообразно было бы детям записывать сказку из-за недостаточной сформированности каллиграфического навыка. Поэтому сказку записывает учитель, а детям предлагается ее запомнить с тем, чтобы затем повторить. Фактически здесь про­исходит переход непроизвольной памяти в произвольную. Из-за то­го, что дети активно включаются в работу, запоминание сказки идет непроизвольно.

Однако учащиеся поставлены перед задачей расска­зать эту сказку дома, а затем /через неделю/ на уроке развития речи. Желание справиться с этой задачей и заслужить похвалу и одобрение домашних и учителя, приводит к тому, что ребенок про­извольно, осознанно старается запомнить сказку. Возможно, что некоторые дети попытаются записать сказку, чтобы не забыть. Этому препятствовать не надо, но целевая установка должна быть "запом­ни".

Основной задачей на этом уроке, безусловно, будет являться развитие устной речи учащихся. Так, дети должны научиться строить свое высказывание в соот­ветствии с требованиями стиля и ситуации /в данном случае ска­зочной/. Правильно использовать элементы композиции, выстраивать сюжет в соотнесенной последовательности. Причем, чтобы добиться этого, ученики должны внимательно слушать своих товарищей. Коллективная работа на уроке развития речи по составлению сказки требует от учителя умения поддержать в классе дисциплину и ра­бочий настрой. Иначе никакого плодотворного творческого процесса на уроке не получится.

Наблюдения за детьми во время урока выявили повышенный интерес к уроку, высокую активность учеников, а также усиленное внимание к задаче. В работе принимали активное участие все дети. Сочинение увле­кло и заинтересовало их. Наблюдая, можно было заметить, что сот­рудничество с учителем понималось детьми как действительно совместная работа, в которой они чувствовали себя полноправными участниками процесса.

Результатом урока стала сказка о мальчике и девочке, которые расколдовали волшебный лес, тем самым победив злую волшебницу. Последующая проверка того, кто запомнил сказку и смог через неделю рассказать ее правильно, воспроизвести, показала, что боль­ше половины учеников класса смогли это сделать. Даже те, у кого произвольная память была недостаточно развита смогли это сделать, правда с небольшими опущениями. Результаты эксперимента показали, что такую работу по включе­нию детей в творческую литературную деятельность необходимо про­водить с первых дней ребенка в школе, как залог будущего успеха обучения в старших классах, а также развития и обогащения речи младшего школьника.