Гипотеза о доиндоевропейском происхождении предков этрусков из Малой Азии считается сейчас наиболее перспективной. Она решает проблему, созданную еще Геродотом, ведь он писал, что этруски - это лидийцы из Малой Азии якобы бежавшие с родины из-за голода. Но лидийский язык - индоевропейский, в связи с этим малоазийская теория происхождения этрусков подвергалась критике, так как язык этрусков не признается таковым.
Есть большая вероятность, что доиндоевропейский субстрат Малой Азии слагался из языков родственных современным северокавказским. Это абхазо-адыгские и нахско-дагестанские языки. В древности эти языки могли использовать хатты, жившие в Малой Азии, впоследствии этот народ исчез из-за давления индоевропейцев хеттов. Также близким к северокавказским мог быть язык хурритов и урартов.
Если в плавание на Запад отправились племена родственные хаттам или хуррито-урартам, входившим в состав Хеттской империи и сопредельных ей государств, то языковая проблема этрусков снимается.
Эти люди имели достаточный уровень культуры, чтобы сменить в Италии в 8 в. до н.э. более примитивную культуру Вилланова. Видимо, предки этрусков проиграли конкурентную борьбу малоазийским индоевропейским племенам - фригийцам, грекам, лидийцам. Поэтому отправились на поиски новых земель. Факт генетического родства потомков этрусков в Италии и жителей Малой Азии был доказан в 2007 году.
Интересны привнесенные из Малой Азии этрусками обряды погребений в курганах, в том числе выдолбленных в скалах.
Подобную гробницу я посещал в Турции 2 года назад. Изначально, этот тумулус в Белеви я датировал 4-3 вв. до н.э., но сейчас, мне думается, его возраст можно существенно удревнить, тем более никаких точных дат по этому кургану нет.
Скорее всего, этот курган, как и многие другие курганы в Малой Азии (например, в Лидии) продолжают погребальную традицию, схожую с этрусской, а некоторые могут быть и непосредственными предшественниками.
Страбон в своей "Географии" писал о лелегах:
>>>Что касается лелегов, то некоторые считают их одной народностью с карийцами, другие же, напротив, только близкими соседями и соратниками: вот почему утверждают они, некоторые поселения в Милетской области называются поселениями лелегов, а во многих местностях Карий встречаются могильные курганы лелегов и заброшенные укрепления, так называемые "укрепления лелегов". Во всей так называемой теперь Ионии жили карийцы и лелеги. Однако ионийцы вытеснили их и сами завладели этой страной...
>>>Третье владение, принадлежавшее лелегам, было равным образом троянское
>>>это было племя, отличное от карийцев; жили они между племенами, подвластными Энею, и народностями, называемыми у Гомера киликийцами. После опустошения их территории Ахиллесом они переселились в Карию и завладели областями около современного Галикарнасса.
>>>>Однако покинутого ими города Педаса более уже не существует. Но во внутренней части страны, принадлежавшей галикарнассцам, был город, названный ими Педасами; еще и теперь местность эта называется Педасидой. В ней, как говорят, лелеги основали даже 8 городов; лелеги в прежние времена были столь многочисленны, что завладели не только частью Карии вплоть до Минда и Баргилий, но даже отторгнули большую часть Писидии. Впоследствии, совершая походы вместе с карийцами, они рассеялись по всей Греции и племя их совершенно исчезло.
>>>Так как существовало такое родство между лелегами, киликийцами и троянцами, то отыскивают причину, почему они не помещены в Списке Троянцев.
В городе Эфесе вначале жили карийцы и лелеги; Андрокл изгнал их и поселил большинство прибывших с ним колонистов вокруг Афинея и источника Гипелея, захватив, сверх того, и область на склонах горы Корреса. Таково было население Эфеса до времени Креза…
Т.е. лелеги, по мнению Страбона, заселяли почти всю западную Малую Азию.
Можно предположить, что малоазийские лелеги (Страбон считал, что это союз племен) и были предками этрусков. Скорее всего, во 2 тыс. до н.э. эти племена входили в состав государства Арцава хеттских табличек. Это гос-во длительно воевало с Хеттской империей, при этом возможно было близко хеттам по культуре и этнической структуре. Его составляли доиндоевропейские племена близкие по языку нынешним кавказцам, например, абхазо-адыгам, плюс индоевропейцы-лувийцы.
Впоследствии, на месте Арцавы сформировалось гос-во Лидия, жители которой говорили уже на индоевропейском языке. О столице Лидии, городе Сарды, я как-то писал ранее. Собственно, именно из-за связи Лидии и Арцавы Геродот посчитал, что предками этрусков были лидийцы, ведь те доиндоевропейские племена, что не отправились в Италию, растворились среди жителей Лидийского государства.