Если попросить человека нарисовать пароход, и потом раскрасить рисунок, то чаще всего на выходе получим такую схему раскраски - чёрный корпус, белая надстройка. Или полностью белый.
Ну, да, как говорится - музыкой навеяло.
"Ах, белый теплоход, бегущая вода..."
А какого они цвета на самом деле, эти пароходы?
В какие цвета их красят? Для чего? Какие схемы окраски применяют?
Вот сейчас и посмотрим.
Но для начала пояснение, для чего красят плавсредства вообще.
Первый же ответ на вопрос - для чего? - конечно же для защиты от ржавчины.
Да, изначально было так. Но качество краски не сильно и защищало от этой самой ржавчины. На пароходах постоянно велась борьба с ней.
Шкрябать старый краску вместе со ржавчиной, зачищать отшкрябанное, грунтовать (когда-то суриком, откуда и пошло выражение - не суричь мне мозги), красить зачищенное место.
И начать всё сначала. Всё это было постоянной работой палубной команды. Рутинной работой.
Краска и растворители заказывались на суда тоннами. Старое покрытие отшкрябывалось вместе со ржавчиной, наносилась новая краска, и... всё по новой. Хромало качество красок.
Но развивалась химия, развивались и технологии изготовления новых красок.
И краски сейчас не только защита от ржавчины.
Подводную часть корпуса судна красят антиобрастающими и водоотталкивающими красками.
Специальные краски, имеющие повышенную стойкость к агрессивной среде, применяют для внутренних покрытий грузовых танков на танкерах.
Впрочем, если груз совсем уж агрессивный, например, кислоты на танкерах-химовозах, там грузовые танки делают из нержавеющей стали.
Выкраска судна теперь - целая наука, со своими технологиями и тонкостями.
Что-то надо красить на "горячую", то есть, красить деталь, предварительно разогрев её до определённой температуры, только тогда производитель гарантирует полный комплекс защиты. Что-то можно красить в обычном режиме.
И краски сейчас в основном двухкомпонентные, на эпоксидной основе.
Не менее важный процесс - подготовка поверхности под покраску. Тщательная зачистка поражённого места, обработка чистого металла специальной химией, препятствующей появлению ржавчины, грунтовка, и наконец, покраска.
И удовольствие это, покраска судна, совсем не дешёвое. Учитывая объёмы самой краски, уходящие на окраску .
Ну, это так, кратенько.
Теперь к самим пароходам.
Сначала грузовым.
Да, когда это было обычным видом - чёрный корпус, белая надстройка. И любой другой цвет корпуса или надстройки вызывал любопытство, что это ещё за гусь такой необычный.
Некоторые серии теплоходов получали и негласное название только за цвет корпуса.
Когда по заказу СССР в Финляндии были построены теплоходы усиленного ледового класса СА-15, типа "Норильск", эти теплоходы тут же прозвали "морковками" за непривычный цвет корпуса. Вот так они выглядели:
В основном наши грузовички и имели тот самый привычный чёрный цвет.
Не все, конечно, ещё применялся и серый. И белый.
За рубежом красились немного повеселее, но в общем-то, тоже не сверкали палитрами.
А потом оно кааак покатилось...
1. Стандарты компании.
Каждая судоходная компания имеет свой стандарт , свои фирменные цвета.
И принадлежащие ей пароходы красит в рамках утверждённого стандарта.
И такие пароходы узанются издалека.
Кроме того, иногда компании наносят на борт судна название компании.
Танкер компании "Stolt" в фирменной окраске.
Чёрный корпус, кирпичного цвета надстройка, это - Torm.
Контейнеровоз мажорной компании Maersk.
Maersk владеет не только контейнеровозами, также в состав флота компании входят танкеры, суда-снабжения и обеспечения морских буровых вышек, и плавучие буровые установки. Но все они окрашены в такие же цвета, как и этот контейнеровз.
Сейчас появилась новая судоходная компания, вернее, альянс судоходных компаний из Японии. Но этот альянс имеет свой флот, свой парк контейнеров.
И вот какой цвет они выбрали для своего флота.
Заклятый враг Maersk - CMA CGM, оператор из Франции.
Принадлежность судна к той или иной компании можно узнать по марке на трубе.
Строго говоря, не трубе, а фальштрубе.
Но иногда, оп-пааа... эмблема компании есть, а основные цвета окраски не совпадают.
Это потому, что судно не принадлежит компании, а находится во временном владении - технический менеджмент, долгосрочный чартер, лизинг - причин много.
Поэтому, по договорённости с реальным владельцем судна, на трубу устанавливают эмблему, а вот остальные цвета уже по стандарту компании владельца.
Но могут эмблему и не ставить.
2. В рабочей одежде.
А иногда окраска судна прямо говорит о его рабочей специальности.
Вот пароходы - пожарные.
Есть чистые пожарные суда, заточенные именно под этот вид деятельности.
Но чаще они совмещают профессии.
Например, буксиры частенько выступают в роли пожарных судов.
На снимке - противопожарное судно.
Окрас - специфический.
Пожарное судно может и не быть полностью окрашенным в красный цвет.
Вот пожарное судно из Японии.
А может и вообще быть нейтрального цвета, как пожарное судно из Канады.
Риферы - или рефрижираторные суда, предназнченные для перевозки замороженных или охлаждённых грузов окрашены преимущественно в белый цвет.
Нет, это не правило, окраска в белый цвет риферов, они могут быть и зелёными, и синими, и красненькими, но чаще всего они белые. Чтобы не нагревался корпус и палуба под тропическим солнцем.
Ярко и заметно часто красят специализированные суда - ледоколы и спасателей.
Австралийский ледокол.
3. Пассажирский флот.
О, это отдельный департамент. Со своим правилами и заморочками.
Вообще, классика окраски пассажирских судов, это чёрный корпус, белая надстройка.
Круизные пароходы изначально примерили на себя белую форму.
Но, как и везде, как и всегда, строгих правил нет. Каждый изгаляется как может.
Некоторые круизные компании окраской своих лайнеров пытаются намекнуть своим потенциальным клиентам о традициях.
Queen Mary 2.
Кстати, в компании Cunard, которой принадлежит это судно,всё серьёзно.
Там чтут традиции, поэтому там до сих пор сохранена классовая сегрегация пассажиров.
Плывёшь вторым классом? Делать, значит, нечего в местах для пассажиров первого класса.
А другие пустились в весёлую роспись своих пароходов.
Мультяшные герои от компании Дисней.
От больших товарищей не отстают и паромы прибрежных и международных линий.
А начиналось с малого...
И маленькие раскрашивают.
Впрочем, есть и стандарты компании.
Каллиграфия.
Главное - необычно и запоминается.
Но росписью на борту могут похвастать и грузовые суда.
Например, танкеры компании Stena.
Газовозы от неё же.
Снова танкер.
Но есть иногда такая окраска, ну.... общее впечатление от которой можно назвать - Вырви глаз.
Пароходы для девочек.
Для мальчиков.
Вообще, не понять для кого.
Вот здесь яркий цвет оправдан. Судно работает в Северном море. Там это необходимость.
А потом поехало дальше вырвиглазное.
Но это пароход, танкер-газовоз, как раз в цвете компании.
И вот видно, чуть подзапустили корпус, и ржавчина видна сразу на таком цвете.
Французская компания в фирменных цветах.
Красный, но не пожарное судно? Есть.
А полностью белый грузовик? Есть, причём танкер.
Владельцы уверяют, что белый цвет для танкеров, очень практичен.
Я же, как практик, только похмыкаю.
Грузовая палуба этого мастодонта.
Может оно и практично, но технологический процесс выкраски всего этого пространства надо выдерживать очень строго.
А если не выдержал - получай ржавчину. И потёки от неё.
Чёрный надо?
Гламурненько...
Креативненько.
Самое оно.
Но иногда получается очень даже ничего, смотрибельно.
Понятно, весь мировой флот не охватишь.
Это лишь малая-малая толика разнообразия цветов.
Хорошо это, или плохо, затрудняюсь сказать.
Но я всё таки склонен к консерватизму.
Но татушки на грузовых резервуарах газовоза смотрятся симпатично.
И под занавес - сломать свои глаза.