Найти тему
Мир искусства 2.0

Одна статья и вы начнете понимать сюрреализм

Сюрр....что? Сюрреализм это не так сложно, как кажется! Разберем всего одну картину Сальвадора Дали, и мир заиграет для вас новыми красками.

Если вы любите отгадывать загадки, то вам нужно попытаться понять мысли Сальвадора Дали, когда он писал свои картины. Это сложно, но возможно. Если вы смотрите на его полотна и полностью недоумеваете, это нормально, потому что, чтобы их понять, нужно знать значение символов Дали, поэтому его картины нужно расшифровывать с помощью словарика так называемых далинианских символов.

Еще больше картин в моем Instagram блоге

Далинианская символика

Cразу закрывайте статьи, где пишут про традиционный христианский символ, или греческий, или еще не пойми какой. У Дали все имело его собственный смысл. Значение всех странных символов: мягких часов, муравьев и улиток - это все впечатления Дали от каких-то случаев его жизни, которые он никогда не считал случайными.

Достаточно погрузиться хотя бы в одну картину великого Дали, чтобы прикоснуться к его вселенной знаков. Они имеют свое значение для всех картин Дали, т.е. муравьи означают смерть и бренность на всех картинах. Так что разобрав одну картину, вы пополните свой далинианский словарь и сможете попробовать постигнуть смысл других картин испанца.

“Мадонна Порт-Льигат”

Может показаться, что это Дева Мария с Христом. Забудьте! Это Гала и Сальвадор Дали. Здесь нет Бога, нет Христа и Мадонны. Есть Великий Дали. Свою “божественную” природу, свой имидж гения Дали подчеркивал много раз. Он создавал бренд своей личности. Если Дали это Бог, то кем же будет его Гала? Конечно, Мадонной, его матерью, его девой, его жизнью, его вселенной.

Сальвадор Дали "Мадонна Порт-Льтгат", 1950
Сальвадор Дали "Мадонна Порт-Льтгат", 1950

Как говорил Дали: “Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег”. Больше матери? Что эта фраза может значить для Дали? Когда юному Сальвадору было 17 лет, его мать умерла от рака. Его любимая мама, которая прививала ему мысль о том, что он гений, видимо, еще до его рождения. Дали говорил, что он обрел гениальность в утробе своей матери. Он боготворил ее за это. Она была матерью Творца, а значит Бога. Смерть матери он переживал крайне тяжело. И вот он встречает Галу, которая так же уверяет его в том, что он гений и заботиться о нем так же, как Мама. Образ матери и Галы стал единым для Сальвадора. Наконец, он смог принять смерть матери. Теперь у него была Гала.

Истоки

Расколотая гробница символизирует крах и поверхностность всего окружающего мира. Эта картина вдохновлена классическим изображением Мадонны с младенцем «Мадонна со святыми и герцогом Урбинским» Пьеро делла Франчески.

Пьеро делла Франческа  «Мадонна со святыми и герцогом Урбинским», 1474
Пьеро делла Франческа «Мадонна со святыми и герцогом Урбинским», 1474

Именно гробница, изображенная на картине делла Франчески разлетается, так же как и яйцо с раковиной, висящие над Мадонной. Разлетается вдребезги все, остаются только Дали и Гала. Не существует людей и святых вокруг. Зачем они Сальвадору? Его мир состоит только из него самого и его музы.

Художник приоткрывает тайну. Что же составляет “внутренность” Мадонны. Конечно, это ее сын. Он расположен в окне в теле Мадонны, т.е. внутри Галы. Что составляет жизнь Галы? Конечно, Сальвадор. А что внутри у него? Хлеб. Младенец Дали боится нищеты, это составляет его нутро. Дали чрезвычайно почитал хлеб. Хлеб - это сытая жизнь. Даже свой театр-музей в своем родном Фигейрасе художник украсил булками хлеба.

Музей-театр Сальвадора Дали в Фигейрасе, Испания
Музей-театр Сальвадора Дали в Фигейрасе, Испания

Среди художников у Дали было прозвище Avida Dollars, “алчный до долларов”. Сарказм был в том, что это анаграмма его имени.

Еще больше картин в моем Instagram блоге

Подарок Папе Римскому

Первую версию этой картины Дали преподнес Папе Римскому в дар. По истине, Дали человек-сенсация! Конечно, все это выглядело как прозрение заблудшей души, вернувшейся в лоно церкви. На самом деле, Дали хотел просить разрешения на венчание с Галой, муж которой был еще жив. Задумав написать религиозную картину, Дали взял образец картину делла Франчески, но не удержался и вновь написал себя и Галу. Некоторые почуяли подвох. Эдвард Джеймс поддерживающий молодого, еще неизвестного Дали, написал ему письмо о картине “Мадонна Порт-Льигат”:

“...Никто не верит, никто не в силах поверить, что имеется хотя бы гран религиозной искренности в попытках примирения с римско-католической церковью, предпринимаемых теперь тобою. Ты неоднократно повторял мне когда-то, что именно таков будет следующий твой шаг, как только ты почувствуешь, что папство может оказаться в Европе победителем, что Ватикан берет верх...

И пусть твоя большая "Мадонна" технически проработана и трудолюбиво выполнена, но она настолько источает цинизм, а религиозное расположение духа и набожное лицемерие, скрывающееся за ее концепцией, настолько фальшиво, что когда подходишь к этому холсту, то уже за много метров от него положительно воняет сугубой поверхностностью и ничем не вдохновленными измышлениями.”

Так или иначе, эта картина - прекрасное произведение из мира Дали, образец сюрреализма и замечательная загадка для тех, кто хочет понять, что же это всё значит. А вот увидеть ее сложно. Она хранится в собрании Университета Маркетга в Токио.

Еще больше картин в моем Instagram блоге