Как я и писал в предыдущей статье «Что такое практика?» практика в первую очередь это сдвиг восприятия. Изменение позиции точки сборки.
И именно с этой позиции и следует подходить к тому как ее начать.
Прежде всего следует определиться, что именно вы решили практиковать.
Практики бывают разные, простые и сложные. Чем больше в практике упражнений\действий тем соответственно она сложнее.
В статье «Что такое практика?» я уже упоминал, о том что у практики две стороны, внешняя и внутренняя.
Практика может быть простой снаружи, во внешнем выполнении, но сложной внутри. Или наоборот, сложной снаружи, и простой внутри. Может быть просто и там и там. К примеру осознанное дыхание. Просто стараешься осознавать свое дыхание постоянно. Вдох\выдох. Не забывать делать осознанно. В принципе не сложно сделать это 1 раз, делать это пол часа уже сложнее, а делать это целый день, ставя выше важности своих дел и мыслей — еще сложнее. Но эффект в этой практике он зависит от продолжительности.
Чем дольше и непрерывней вы осознанно дышите, чем дольше идете против своей привычки убрать дыхание на задний план — тем глубже будет сдвиг вашего восприятия. Эффект этой практики можно охарактеризовать как большую сознательность\осознанность, большее действие от первого лица.
Сначало вы как бы накапливаете эту осознаность в дыхании, а потом, она накопившись начинает переходить на другие сферы вашей жизни, и вдруг вы осознаете, что вы осознанно не только дышите, но и идете по улице — осознанно. Делаете осознанно еще что то, то что раньше делали на автомате.
Это прекрасное и удивительное чувство, хорошее качественное иное состояние сознания. Кроме того, как навык, уметь делать что то осознанно— это невероятно востребовано. И в быту, и в социуме, и в других более глубоких практиках.
И для начала практики, тем кто только только решил начать практиковать что либо — , рекомендую! Это как шикарный трехколесный велик. Прежде чем лезть на двухколесный, неплохо поездить на трех колесном! Освоится. Прочувствовать скорость, повороты. Образно выражаясь.
Осознанное дыхание позволяет осознать механизм сдвига восприятия во время практики, его ощущение. Что уже даст возможность искать это в других практиках изначально.
Вторым примером можно рассмотреть практики цигун. Внешне, это как правило стойка в определенных позах, или медленное плавное движение.
Но внутренне эта практика гораздо более сложна чем осознанное дыхание.
Внутренне это сначала поиск чувства ци, когда практикуешь часами движение ее по малому или большому кругу орбиты. Сосредотачиваясь сначала на точке чуть ниже пупка, потом на лобковой кости, потом на промежности, внутренних сторонах коленей, итд(карту точек орбиты и меридианов ци можно погуглить в картинках). Нужно не просто давить там вниманием, нужно уловить при переходе с одной точки на другую, как накопленное давление, подобно струйке воды, перетекает с одной точки в другую. Для начала нужно на этом собрать очень много второго внимания (о термине второе внимание в ближайшем будущем напишу отдельную статью). И только потом, переходить дальше, к работе с точками в центре стоп, и земли. Переводя внимание со стоп вниз, примерно на пол метра, вне зависимости от того где вы стоите. Внимание не попадает к соседям, если вы живете в многоэтажном доме, оно как бы уходит в другую плоскость, пространство. И по возращению назад в стопы — заметно возрастает, и меняется в чувстве. И это уже ци земли, и ее тоже нужно научится проводить через тело, достаточно долгое время собирая на ее движении с земли, через каждую точку, по всей орбите. Далее так же работа с ци неба, через макушку. И только потом можно переходить к динамичным практикам, когда внутренняя форма уже устойчиво освоена, и ты способен не только двигаться не сбиваясь с нее вниманием, но и двигаться вместе с движением ци. Как видите, не смотря на то что человек внешне или стоит, или сидит, или медленно двигается — объем работы вниманием, объем внутренней стороны практики у цигун — очень большой. Нужно ориентироваться, удерживать и вести вниманием достаточно масштабный процесс, который в разных направлениях цигун отличается. И чем чаще и чем больше ты это практикуешь — тем сильнее сдвигается твое восприятие, каждый раз во время каждой практики — тем ярче ты воспринимаешь и ци, и точки, и меридианы, и много много там чего еще — целый микро мир. Если ты это вообще не воспринимаешь в практику ты еще не попал, застрял на внешней форме. И тут навык погружения в другое состояние сознания полученный с помощью осознанного дыхания весьма бы пригодился.
Третьим примером можно привести Тенсегрити Карлоса Кастанеды. Незадолго до начала создания этой статьи, человек обратился ко мне в лс, спрашивая именно о тенсегрити, и благодаря ему мы рассмотрим эту практику тут, сейчас в кратце, но в дальнейшем, я думаю в отдельных статьях — более подробно.
Вообще если интересны какие то конкретные практики, моменты — пишите. Гораздо проще и интереснее писать кому то конкретно, в не в общем в пустоту.
Тенсегрити в чем то схоже с цигун, но это две абсолютно разные вещи. Сдвиг восприятия в этих практиках происходит в разные места, и работа ведется с разными элементами второго внимания, энергия в цигун и энергия в тенсегрити — это два разных непересекающихся явления.
Похожи они тем, что обе практики имеют и достаточно сложную внешнуую сторону, и довольно глубокую внутреннюю. Обе практики делаются в сочетании внешнего и внутреннего выполнения.
Но в отличии от медитативного цигун, тенсегрити динамична.
Выполнение одной серии тенсегрити, обычно занимает около пяти минут. Наиболее длинные минут семь или десять. За это время нужно успеть воспринять в серии как можно больше энергетических моментов. Движения энергии.
Эти движения энергии еще предстоит выследить, научится сначала улавливать, а потом искать снова, и далее уже намерено делать. Тогда серия уже обретает внутреннюю силы, и как бы сама себя делает, в своем ритме, которым ты проникаешь. Происходит хороший сдвиг точки сборки.
Хорошо начинать практику тенсегрити с серии двенадцать базовых упражнений. Там и пауза есть между пассами, и их всего двенадцать.
В серии для намерения их около сорока, и идут они непрерывно.
В серии двенадцать базовых хорошо движение энергии чувствуется в пятом и седьмом пассах. В отдельной статье напишу подробней. Если вам интересно пишите в комментах Можно подробней о цигун, или можно подробней про тенсегрити, или про второе внимание— так я буду видеть, что статью ждут, какую статью писать первой, и если какую то статью будет ждать большое количество людей, я конечно постараюсь написать ее побыстрее.
Так вот, на примере Тенсегрити можно рассмотреть такой момент как подражание. Одна из претензий тенсегрити, звучит в том стиле, что все эти движения, люди сначала выполняли непроизвольно, находясь в состоянии повышенного осознания. То есть они можно сказать инициировались другим состоянием сознания. И конечно подражая им внешне, максимально, можно испытать сдвиг точки сборки. Конечно если уже есть собранное второе внимание — будет легче. Однако и с нуля, у человека с несильно фиксированной точкой сборкой, тоже может получится.(кстати, сила фиксации точки сборки, восприятия — тоже хорошая тема для статьи)
Идентично работают разные мантры и руны. У кастанеды к примеру в этом ключе были пейотные песни. Дон хуан даже подчеркивал, что скопированные песни не имеют силы, силу имеют только песни данные человеку месколитом.
Ты произносишь мантру\руну а она суть выражения звуком определенного состояния сознания, и сопровождения тебя там определенным эффектом второго внимания. К примеру одно время изучил симроны, тож мантры такие но их те кто меня учил называли симронами. Выставлю историю об этом у себя в профиле в ближайшее время. Так вот, когда произносишь одну мантру, это ощущается как горячий плотный поток проходящий через физ тело. А когда вторую более тонко, менее горячо и как бы вокруг тела, а третью на значительном отдалении от тела. Мантра вызывает движение во втором внимании, и твою синхронизацию с этим, меняется состояние сознания, и ты воспринимаешь это все ярче и ярче. Очень интересно за этим наблюдать. Как бы тут такой процесс, произношение мантры как запроса и как будто она гарпун, тянущий тебя куда то, и там в этой глубине, в которую ты погружаешься за мантрой ты воспринимаешь разные игры энергии, и разные эффекты.
Все вышеописанные практики они создаются вниманием самого человека.
то есть как бы исходящие. Как на телефоне, исходящий вызов. Ты обращаешься к чему то или куда то — после чего получаешь ответ.
Но есть и наоборот, практики основанные на внешнем давлении. К примеру места Силы. И здесь уже поинтереснее, внешнее давление как бы само собой притягивает внимание. И настроится на него гораздо легче. И в случае с местами Силы, был бы очень полезен опыт цигун. Механика практик очень близка. И в цигун, и на Местах силы, нужно прислушиваться к себе, и пропускать через себя давление энергии. Движение ци и давление места силы, почти одно и тоже восприятие. перестроится гораздо легче. И если есть опыт в цигун, будет и легче найти место силы, тело как бы будет уже более чувствительно к таким местам, и само укажет на ближайшее, в той местности в которой вы их будете искать. И настроится на место будет легче.
Сейчас я коснусь мест силы вкратце, более подробно разберу их тему в отдельной статье. Сейчас же, хочу лишь обратить ваше внимание на внутреннюю моторику работы с ними. Место силы развивает навык настрой на внешнее по отношению к тебе давление, которое и сдвигает твое восприятие.
Все что тебе нужно — это только удерживать внимание на этом давлении, и намерено ему открываться как бы, позволять себя сдвинуть.
Идентично можно практиковать после уже к примеру с неорганическими формами жизни. В профиле у меня лежит история «Неорганы сказка о силе».
Если вам интересно — рекомендую прочесть. Там конечно в небольшом художественном стиле, но основываясь на опыт, я раскрываю тему взаимодействия с неорганами, конечно можно будет коснуться потом ее более подробно уже не в виде истории. Но не суть, вернемся к практике.
Так же, на внешнем давлении основывается совместная практика. Особенно хорошо начинать если есть ведущий, у которого уже собрано в практикуемой вами практике много второго внимания. Он как бы уже там одной ногой, и то что он там воспринимает, для него очень явно, и своим восприятием этого — он давит на вас, сдвигая вас туда же. Идентично устроена и групповая практика, когда практикуют одну практику вместе более двух человек, создается колоссальное давление на всех участников практики, и элементы второго внимания воспринимаются без труда и очень четко. Если человек открыт и не фиксирован сильно, он сдвигается в микромир практики без усилий со своей стороны, даже если у него совсем нет опыта. И видит там то же что видят другие. То есть для всех участников практики то что они воспринимают там, уже объективно. Они могут говорить об этом так как если бы говорили скажем о клумбе цветов, глядя на нее в окно.
Из совместных практик на данный момент я провожу только работу на местах силы и практику «центры восприятия».
Есть еще кстати хорошая практика передачи фиксации второго внимания. Практика не требующая изначально большого вложения внимания и силы. Силу нужно приложить скорее чтобы удержать это, не утратив то что тебе передали.
Это Рейки. При инициации Мастер вкладывает в руки тому кого посвящает свою светимость, и в течении двадцати одного дня у посвященного идет поток из рук, что воспринимается как движение чего то теплого, особенно если это положить на физ тело. За двадцать один день надо собрать в этом свое внимание, чтобы когда светимость вернулась к Мастеру, поток не закрылся.
Тоже хороший пример практики основывающийся на внешнем воздействии.
В целом, подводя итог. Не зря же я вам все это рассказал. Можно сказать.
Практика это не только йога, не только цигун, не только тенсегрити, места силы, рейки или мантры — практика это навык, навык работы с внеобычными элементами мира, навык достижения измененных состояний сознания, и удержания себя там, навык извлечения из этих путешествий практической пользы. И для этого практиковать можно пробовать все, единственно что не одновременно, по очереди, осознавая, что в одной практике ты оттачиваешь один какой то навык внимания, а в другой другой. И все вместе применяешь эти навыки в третьей практики, и за счет нее добираешься до глубин четвертой.
Все это целый практический мир, мир самосовершенствования, развития, и роста осознания за пределами обычного мира.
Как начать практику? Конкретно?
Если вы практикуете самостоятельно, то начинать лучше с осознанного дыхания. Можно потом использовать цигун, и далее места Силы. Этих трех направлений будет достаточно чтобы развить способность проника глубоко в любую практику.
Если же вы практикуете в группе или с наставником — нужно стараться научится воспринимать то что видит в практике он. Как бы искать способ посмотреть его глазами, и открыться этому новому взгляду. И уже получив сдвиг восприятия работать самостоятельно.
Ну и на последок, хотел подчеркнуть. Практика любит постоянство. Практиковать нужно каждый день, желательно в одно время. Тогда на это уже автоматически будет выделятся ресурс и тела и внимания. Хаотичная практика часто приводит к тому что у человека нет сил ее делать, он как бы не готов на каком то уровне. далее практиковать лучше с утра, как первое дело дня. Пока непрерывность повседневных событий еще не зафиксировала тебя в обычном состоянии сознания. Встать на час раньше, чем обычно и поработать этот час.
Так сдвига восприятия будет достичь легче. Кроме того если так делать больше месяца, вы уже будете просыпаться в состояние сознание которое наиболее близко той практике которую вы делаете по утрам. Вам не придется сначала входить в обычное состояние сознания, а потом пытаться из него выйти. Так же у вас будет возможность отследить влияние практики на вас в течении дня. Что не только можно — что всегда нужно делать. Это тоже часть практики, отслеживание в себе эффекта от практики в обычных жизненных событиях.
Можно еще коснуться таких понятий как скорость и остановка — но это уже в другой статье, и так получилось очень длинно. Пожалуй закончу статью на этой ноте, нюансов на самом деле очень много, и если постараться описать их все, получится целая книга. Жду ваших вопросов и предложений. Удачи.