Степан Разин, стал первым русским, о котором на Западе была написана диссертация. По итогам ее защиты 29 июня 1674 года в Виттенбергском университете (Германия) автору работы Иоганну Юсту Марцию присвоили ученую степень магистра истории. Этот научный труд в XVII–XVIII веках неоднократно переиздавался в разных странах.
Степан Разин был четвертован в Москве на Болотной площади. Палач уже отрубил ему руки и ноги, и тогда брат Разина, Фрол, которого должны были казнить вслед за Степаном, в страхе выкрикнул: «Слово и дело государево!» В обмен на жизнь пообещал он властям открыть места, где спрятаны клады с несметными богатствами. Уже умирающий Степан вдруг открыл глаза и прохрипел: «Молчи, собака!»
С тех пор и пошла по Руси легенда о кладах, которые либо сам атаман, либо его казаки якобы закопали где-то в Жигулевских горах: ведь царь не стал бы просто так гонять целых пять лет отряд стрельцов по Волге.
По народному поверью, разбогатеть благодаря кладу человеку трудно, так как большинство из них заговорены и без должных заклинаний в руки простому смертному не даются. Клады же Разина и вовсе особые, ибо народная молва упорно считала и считает Стеньку великим колдуном. Его сподвижники утверждали, что атаман был чернокнижником и его заклятия нельзя снять даже с помощью молитв.
Согласно народным преданиям, клады мятежного атамана спрятаны в землю на «человеческую голову» или «несколько голов». Чтобы их добыть, кладоискатель должен погубить «заговоренное» количество людей, и тогда клад ему достанется без особых затруднений.
Загадок мятежный атаман оставил немало. На Дону и в Приволжье до сих пор ходят легенды о том, что Стенька Разин жив – в наказание за грехи он обречен на бессмертие и бродит в горах да у Каспийского моря, охраняя свои сокровища.
В народной памяти до сей поры сохранилось много мест, связанных с буйным казаком, особенно на правом берегу Волги, где экскурсоводы часто показывают туристам «Стенькины бугры». Возле деревни Банновки, между селом Золотым и устьем Большого Еруслана (Саратовская область) обрыв к Волге носит название «Бугра Стеньки Разина». Местные жители уверяют, что еще в начале XX века при закате солнца, когда тени длинные, на бугре можно было различить очертания ямы, где якобы была у Разина «канцелярия».
«Костей человеческих много в ней находили», – добавляют они. По местному преданию, Разин долго жил на этом бугре в роскошном шатре со своей ватагой. Здесь же, по преданию, он спрятал один из своих кладов.
Согласно еще одной легенде, самый большой клад Разина спрятан недалеко от села Шатрашаны. Здесь в пещере лежит около 40 пудов золота и огромное количество сундуков с жемчугом. Клад этот зачарованный. В той же пещере стоит икона Божией Матери, а перед ней горит лампада. Для того чтобы клад дался в руки, необходимо найти копию этой иконы.
Известен и Ураков бугор выше города Камышина. По слухам, именно в этих местах запрятана б?льшая часть золота и драгоценностей. Под Камышином следует искать и легендарный «Атаманский глаз» – алмаз, который современники описывают как «замечательной красоты».
Есть здесь и пещеры, носящие имя Степана Разина: у сел Малая Рязань и Шелехметь, у подножия Молодецкого и Усинского курганов, а также на горе Печора, что стоит на берегу реки Усы. За сотни лет сокровища в этих местах пытались найти десятки кладоискателей, в том числе и владельцы Самарской Луки Орловы-Давыдовы, однако удача по сей день так никому и не улыбнулась. Не исключено, наконец, что богатства Разина хранятся на дне Волги-матушки вместе с телом персидской княжны.
Молва сохранила имя любовницы казака Алены-ватажницы – она выжила и добралась до главного кормчего новгородской флотилии барона Аугюсте фон Роде, который при жизни атамана был близок к нему. Она имела с собой карту местоположения кладов. Барон выдал женщину властям, а принадлежавшие ей бумаги присвоил. Но судя по тому, что сокровища Разина перед Первой мировой войной искал потомок фон Роде – Мятлев, ни одному, ни другому удача не улыбнулась.
С конца прошлого века кладами Степана Разина интересовался Игнатий Стеллецкий – выдающийся археолог, историк, исследователь подземелий Москвы, зачинатель диггерского движения в России. Он оставил интересные записи.
«Одного помещичьего добра схоронил Разин близ своего утеса на 10 миллионов рублей. В 1914 году в Царицыне у церкви Троицы провалилась гора на 4 м в глубину. На дне провала оказались гробы и скелеты. Обнаружилось, что это провал над тайником Степана Разина, идущий от названной церкви до самой пристани на Волге, куда приплывали “расписные Стеньки Разина челны”, груженные драгоценной добычей. Добычу свою зарывал он в том самом тайнике.
О кладе Разина близ его знаменитого утеса широко разнеслась молва. Один офицер в отставке Я-в в 1904 году рылся в старинных бумагах своей покойной бабушки и нашел в них замечательный документ – подлинную кладовую запись Степана Разина на спрятанные близ утеса сокровища. Я-в произвел в указанном месте раскопки и действительно открыл целую сеть подземных галерей с мощными дубовыми распорками. Предстояли дальнейшие поиски и раскопки, но точку поставила русско-японская война. Я-в был взят на войну, откуда не вернулся.
В 1910 году объявился новый претендент, на этот раз старый казак, шестидесяти трех лет, есаул из области Войска Донского Ш-кой. По-видимому, к нему в руки попала кладовая запись убитого в Маньчжурии Я-ва. Ш-кой явился в Петербург и представил куда следует чрезвычайной убедительности документы. В “сферах” они произвели целую сенсацию. Весть о кладе облетела в 1910 году девять газет».
В материалах архива Стеллецкого, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства, есть и другие записи о попытках раскопать клады Разина.
«Существует также курган Стеньки Разина, огромный, в 100 м высоты, в кургане имеются подземные ходы. Известна в Саратовской губернии Стенькина пещера в Стенькином овраге на реке Увековке. В 60-е годы ее осматривал историк В. Крестовский, она вымурована татарским кирпичом, найдены монеты и вещи татарского обихода…
Некто Ящеров в 1893 году разыскивал клад Степана Разина в Лукояновском уезде Нижегородской губернии в четырех из двенадцати его становищ по реке Алатырь. В 1893 году он добыл кладовую запись, проверенную на месте, и в 1894 году начал хлопоты в Петербурге о разрешении ему кладоискательства. Императорская археологическая экспедиция разрешила ему поиски сперва на два дня, потом на десять дней. Но настала зима, и поиски были отложены до лета. Тем временем через полицию и сельских старост сел Печи и Михайловки были собраны сведения об обширном подземелье на глубине 22 сажень с дубовыми дверями, запертыми железными засовами и замками. Выход из него должен быть в овраг, находящийся за околицей села Печи. Подземелье, видимо, имело вентиляционную трубу. В эту трубу провалилась лошадь во время пашни задними ногами. Образовалось отверстие размером с обыкновенное колесо. В отверстие спустились два смельчака. Первый, будучи вытащен, со страху лишился языка и умер в ту же ночь. Другой, местный псаломщик, на той же глубине пробыл несколько минут, по его словам, ему так стало жутко в неизвестном и мрачном подземелье, что он еле смог дать знать, чтобы его вытащили. Он-то и сообщил о виденных им там дверях».
Еще один примечательный эпизод произошел в середине ХХ века. Участник Великой Отечественной войны капитан первого ранга Г. И. Бессонов поведал, что во время жарких зимних боев в районе Сталинграда, после налета бомбардировщиков, осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько старинных чугунных пушек, сложенных плотно в ряд.
Дульная часть одной из пушек, сильно проржавевшей, скололась, и из нее по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, жемчуг, перстни, серебряные и золотые предметы, которые довольно быстро разошлись по рукам. Прошел слух, что это клад «волжских разбойников», а возможно, самого Степана Разина. Кое-кто попытался извлечь пушки из мерзлого грунта, но это оказалось трудным делом. К тому же участок простреливался противником. А скоро после очередной бомбежки берег осыпался, обильно пошел снег…
Бои шли тяжелые. Началось наступление на группировку Паулюса, и было уже не до кладов…
Следует отметить, что в рассказе фронтовика присутствует важная деталь. Достоверно известно, что часть добытых драгоценностей атаман прятал в старые «порченые» пушки, забивал стволы кляпом, закапывал на берегу Волги, ставил памятный знак или ориентир, а само место и описание его заносилось в «грамотку» или «кладовую запись», чтобы при необходимости место можно было быстро найти.
Понять, почему Разин вынужден был закапывать ценности в землю, несложно. В руках у разинцев зачастую оказывались значительные богатства, но воспользоваться ими они не могли, поскольку постоянно находились в боях и походах. Они надеялись сохранить золото в земле до лучших времен. Но ни для буйного атамана, ни для большинства его соратников лучшие времена не наступили. А золото, обильно смоченное людской кровью, терпеливо дожидается новых хозяев.