Кто-то любит диско, а кто-то джаз. Кто-то любит рок, а кто-то фьюжн. Кто-то любит классику, кто-то авангард. Майлз Дэвис всего-то трубач, трубач с детства, а труба по вариативности немногим лучше барабана. Однако все перечисленные стили были им пройдены. препарированы и изложены.
Парнишка начал играть в 13 лет, ещё до Второй Мировой, сразу же попав в традиционные джазовые коллективы за виртуозность исполнения, в 19 лет тусовался на 52-й улице в джемах с Чарли 'Птицей' Паркером, а в 20 лет подменил самого Диззи Гиллеспи и вовсю отжигал с Сонни Роллинзом и Джоном Льюисом, мировыми звёздами тогдашнего джаза.
Тогда же и записал свой первый альбом «The Birth Of The Cool» (переведу, как Утренняя Роса для красоты). Именно из названия этого альбома и появился термин кул-джаз - сдержанная аккуратная музыкальная форма, полифония и простая композиторская мелодия. Так Майлз внёс первый вклад в мировой джаз, породив походя манеру исполнения.
Когда попадаются ключевые слова "джаз" и "труба" многие тут же вспоминают Луи Армстронга. И действительно, ангелы поют на его трубе. А у Дэвиса на трубе пели падшие ангелы, Армстронг по сравнению с ним - попса. И те самые падшие ангелы делали Майлза весьма беспокойным субъектом, ему скучно было в рамках традиционного джаза и даже импровизация в этих рамках была ему тесна.
Тут Майлз на пять лет просто выпадает из музыки уходя в наркотический трип - история стандартная и довольно печальная для передовых джазменов пятидесятых годов. Каждый второй из великих был, к сожалению, тяжёлый джанки.
Вот простенький образец кул-джаза с соло Дэвиса на излёте того периода. Долго смотреть может и не стоит, хотя там присутствует Джон Колтрейн (все мои приятели, разбирающиеся в джазе считают его саксофонистом, которого нельзя превзойти, хотя он junky too)
Музыка, в случае Дэвиса, оказалась сильнее смертельной страсти к иным мирам - потому что она в его исполнении и так для него иной мир - и к концу пятидесятых Майлз выскакивает в новой ипостаси. Перемещениям в клетке собственного сознания он предпочёл перемещения по белому свету, собирает квинтет молодых виртуозов (среди прочих Херби Хэнкок и Рона Картера - контрабасовый бог) и колесит по Европе с акустическими концертами дав начало так называемому акустическому джазу.
Вот так вот они и играли в тот период, намеренно или нет фальшивя, но выдавая затянутые синкопы, мхатовские паузы и нежность в прикосновении к инструментам пальцами и губами. Тогда же между делом Дэвис написал в Париже музыку к известному фильму "Лифт на эшафот" и неторопясь записывал себе по одному альбому раз в два года, пока не случились шестидесятые.
Развитие рока случилось стремительно и от незатейливых песенок типа Love Me Do до сильнейших хард-роковых композиций Дип Пёпл и Лед Зеппелин прошло всего-то ничего.
Дэвис вполне оценил энергетику рока, на переосмысление своих ценностей ему хватило пары лет и он, прокравшись в стиль через пару альбомов типа "In a Silent Way" - по тихому то есть пути - разразился настоящей хард-рок жемчужиной "Bitches Brew" или "Сучье Варево" на нашем с вами языке.
Именно этот альбом заставил меня, записного рокера, вдруг оборотиться к джазу. пройдя жизненный путь до половины. И о многом задуматься (некоторые это называют кризис среднего возраста, хехе).
Это так, интермедия, вступление к двадцатиминутной заглавной композиции, меня тут помимо подготовки к урагану красочки радуют.
Надо упомянуть,что джазмены записывались совсем не так, как рок-музыканты. Никакого сведения, никаких наложений, никаких огромных пультов. Они просто брали тему, предложенную автором (вероятно обсуждали в раздевалке перед началом) и бесконечно импровизировали на микрофон. Собственно полный альбом Сучье Варево звучит больше шести часов (конечно алчные звуковики сохранили все сессии дабы издать потом их на вес золота через много лет) - а так-то альбом обычный двойной, традиционного временного формата в час с лишним. Записали ребята его в три дня, в августе 1969 года
Цель Дэвиса тогда была амбициозна - создать лучшую в мире (?) рок-группу. Её он, понятно, не достиг, ибо очень далеки любители рока от джаза и джазмены от рокеров - это не только разные стили, но и разные философии. Но уважать себя заставил (как говорил известный поэт).
Потом Майлз Дэвис продолжил свои эксперименты с джаз-роком, записал характерные для прогрессивного рока альбомы с композициями на целую сторону диска - например хорошую такую композицию Гондвана и опять выпал из жизни напрочь на шесть лет.
Выскочил в восьмидесятых сменив причёску и полностью музыкальный стиль, начав играть фанк и фьюжн (прототип диско на мой взгляд)
Но поскольку мне эта музыка никогда не была интересной, то тут я, пожалуй, и закончу
Вот так вот и пролетел Майлз Дэвис над всеми нами по высокой параболе с конца 30-х до начала 90-х, вытряхнул слюни из своей трубы и остался в вечности.