Найти тему
Сергей Михеев

Информационная среда «рулит». Люди воспитаны на масс-культурных штампах

С точки зрения смыслов в мире действительно ничего не поменялось. С точки зрения инструментов – поменялось. Мы видим, как информационная эпоха «рулит». Тот, у кого в руках мировые информационные сети, может сегодня навязать любую повестку дня. Это первое.

Второе. Мозги большого количества людей, в том числе на Западе, для этого очень хорошо подготовлены. Удивительно, но парадоксом XXI века (как и второй половины XX века) является общая образованность, умение читать, писать и считать на калькуляторе в сочетании с каким-то глубинным невежеством… Абсолютным невежеством. Это парадоксально, но это одна из тенденций… Вроде бы все умеют нажимать на кнопочки. Всё умеют читать и писать. Но при этом иногда уровень невежества зашкаливает.

Если вернуться к частному случаю с Ираном. Достаточно просто массово распространить информацию о том, что трагедии башен-близнецов виноват Иран. Он где? Он где-то там находится… На Ближнем Востоке. Раз он там находится, значит может иметь к трагедии отношение. Иран мусульманская страна? Да! Шииты или сунниты – кто будет в это вникать? Иран противник США и их союзников? Да! Иран мешает в Сирии… Всё! Этого вполне достаточно, чтобы обвинить Иран, в чём угодно! Так же, как и с Россией… Так же, как это делается на Украине.

Эти информационные симулякры. Симуляционные модели-модули, которые накладываются на тотальное невежество людей, работают очень эффективно. Этот парадокс образованности и невежества порождён современной массовой культурой. Где человек воспринимает всё на очень коротком отрезке времени, воспринимает готовыми штампованными текстовыми модулями или иногда изображениями, которые ему внедряются в голову. И он мыслит клипами и комиксами с детства. Это на Западе. У нас немножко другое воспитание и образование. Оно имело свои издержки. Но они имело очень высокую планку качества у большинства нашего населения.

Но надо понимать, что огромное количество людей в мире, в первую очередь в США, воспитывались и образовывались совершенно по-другому. Они выросли на этом просто с пелёнок… На картинках… На комиксах… На простейших схемах. На простейших моделях. Если мы разделяем сказки и не сказки: есть сказка, а есть быль – жизненный опыт… То на Западе появились уже сотни миллионов людей, которые уже вообще кажимость от действительности не отличают. Им в принципе важно то, что будет максимально технологично, ярко, вовремя и массово доставлено людям в мозг. И нынешние технические средства, всевозможные приспособления этому способствуют.

По смыслам, что захват Техаса, что подчинение Украины – это одно и то же. Но технологически, инструментально это приобрело иное качество. Вышло на новое качество фальсификации. Поэтому я считаю, что они и дальше будут качать эту тему с Ираном.

Почему они привязывают Иран к башням-близнецам? Грубо, тупо и цинично. Потому, что это эмоционально значимый для американской широкой общественности момент. Они не помнят уже когда была Вторая мировая война или Война за независимость… В жизни нынешнего поколения какой был трагический момент, который был связан с гибелью большого количества людей, иногда даже знакомых? Вот эти башни-близнецы!.. Они этим спекулируют, начиная с момента этой трагедии. Они продают постоянно эту беду.

Оттолкнувшись от этой ситуации достаточно мутной и непонятной, они фактически объявили экспансию под лозунгом борьбы с международным терроризмом. Которую, кстати, мы поддержали. Вроде бы правильно сделали, что поддержали. Но нельзя не заметить, что американцы этим цинично воспользовались для того, чтобы влезть в огромное количество стран. И сейчас мы видим хаос в Ираке, Ливии, Сирии, Афганистане и во многих других местах. Они бы и в Иран с удовольствием все бы эти вещи принесли.

Они этим торгуют! Почему? Потому, что в нынешней информационной среде, в этой картинке, в этой комиксно-голливудской массовой культуре – это тот момент, когда зритель должен заплакать. Когда у него должен появиться комок в горле. Когда он должен оправдать уже всё, что было. Всё! Это простейшая совершенно масс-культурная схема. И они этим занимаются. Поэтому действительно, информационная среда «рулит». Они приучили к этому людей.

Когда я говорил об этом массовом невежестве, я имел в виду, конечно, не элиту, которая, конечно, разбирается и понимает… Я имел в виду сотни миллионов обывателей, которые легитимируют всё то, что делают США и их европейские союзники. Они к массам обращаются. А эти люди воспитаны на масс-культурных штампах. И к ним через эти штампы-модули легче всего обращаться. Им говорят: «Вот, смотри!..» А он уже соплю себе на нос намотал… После этого можно делать всё, что угодно… Иран виноват? Да Иран! Пробирка? Пробирка тоже пойдёт! Всё, что угодно… Зритель встаёт и плачет!.. Выходит из зала и идёт есть свой гамбургер… По ходу дела полетели бомбардировщики бомбить всё, что надо. Всё…

Вот как эти вещи делаются. Цинично. Не в нашем стиле. Нам этого не понять потому, что в нашем культурном коде это неприлично. Или подло. Давайте называть вещи своими именами. Для них это нормально.

Андрей Сидоров: Чтобы изменить миропорядок, кто-то должен взять Вашингтон…
Сергей Михеев: Я извиняюсь, Британская империя распалась без того, что кто-то занял Лондон…

По поводу европейских союзников. Действительно ситуация вокруг Ирана нанесет ущерб европейским союзникам. Вот хороший пример, как американцы относятся к своим союзникам. Мы часто слышим от своих оппонентов, что, мол, у России нет союзников, а у Америки – огромное количество. Им союзники нужны, чтобы подтираться ими в нужный момент и заставлять этих союзников работать на Америку. Вот такие они союзники.

Мировой порядок определяется ни нами, ни американцами. Этот порядок установили при сотворении Мира и по смыслам и сути своей он вообще не меняется. Меняются инструменты, ресурсы, технологии – это вопрос убеждений.

Вопрос не в мировом порядке, а в том, чтобы установить свою повестку дня. Давайте мы установим свою повестку дня! Я не верю даже в это. Именно потому, что мы вовлечены в эту ситуацию. Добровольно вовлечены в этот мировой порядок. Поэтому мы не можем установить свою повестку дня.

Смысл в том, чтобы найти ту золотую середину, которая отвечает нашим интересам, минимизирует риски и в каких-то моментах позволяет жестко ответить. А не так, что или возьмём Вашингтон, или ляжем под американцев. Это тоже не выход.