А вы хоть раз в жизни обещали себе начать новую жизнь с понедельника? А с нового года? Нам непременно кажется, что вот сейчас самое время брать себя в руки и начинать худеть, отказаться от просмотра сериалов или наконец взяться за построение карьеры. Но зачастую случается так, что с приходом нового понедельника приходится выдумывать для себя новые и новые обещания. А ведь все дело в том, что мы просто не там ищем мотивацию.
В своих увлечениях люди очень отличаются друг от друга. И то, от чего один получает неимоверное удовольствие, второму покажется бредом и не иначе. Но что заставляет людей идти в горы, прыгать с крыш высотных зданий или заниматься балетом. Чаще всего здесь вновь заходит речь о мотивации. Если она есть, то человеку, как правило, не нужны дополнительные усилия, все работает само собой.
Парадокс в том, что для того чтобы заняться работой нам порой долго и упорно приходится себя уговаривать, а чтобы сыграть в примитивную онлайн-игру вовсе необязательно брать себя в руки. Оно случается как-то само, и самое интересное, что деньги в качестве мотивации в первом случае не очень то и работают.
Специалист из Принстонского университета Сэм Глаксберг провел любопытный эксперимент. Его участники должны были решить одну и ту же задачу на смекалку – прикрепить свечу так, чтобы она не залила воском ни пол, ни стену. При этом первой группе сказали, что их результаты станут точкой отсчета для следующих участников, а второй пообещали денежную премию. В итоге участники первой группы справились с задачей на 3, 5 минуты быстрее. Подобных экспериментов учеными было проведено не мало и все они показывали, что если для решения задачи нужно прилагать хотя бы минимальные умственные усилия, деньги как мотивация уже не играют особой роли.
Известный бизнес-аналитик Дэниел Пинк в своей книге «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует» пишет: «Когда деньги используются как мотиватор для какой-то деятельности, люди теряют к этой деятельности живой неподдельный интерес. Вознаграждение может обеспечить лишь кратковременный подъем работоспособности».
Об этой особенности очень хорошо знают профессиональные педагоги. Как правило, детям очень нравится рисовать «абстрактные» картины и они делают это с большим удовольствием. Если же предложить ребятам рисовать за похвалу или оценки, то потом их сложно будет уговорить рисовать просто так, для удовольствия. То есть внешняя мотивация губит в человеке творчество.
Но если деньги не работают как мотиватор, где же искать альтернативу? Специалисты рекомендуют обратить внимание на игры. Ведь действительно, это то, что способно заинтересовать практически любого человека, независимо от возраста и пола. Игру отличает бесцельность, поскольку человек получает удовольствие в ходе самого процесса. То, что современное общество поглощено геймификацией (пристрастием к играм) видно невооруженным глазом. И речь здесь даже не о повальном увлечении пресловутыми танками. Игры везде, начиная от банальных супермаркетов (собери 5 наклеек или купи на определенную сумму и получи приз) и заканчивая правдоподобными квестами. И мы с удовольствием в них играем. Каждый день.
У каждого человека внутри есть одно и несколько ведущих направлений, это своеобразный «крючок», на который его можно поймать. Создатели игр, соцсетей или онлайн-курсов целятся именно на эти стороны.
Бизнес-гуру и американский предприниматель, который в прошлом был заядлым геймером Ю Кай Чоу разработал целую систему игрофикации, которая состоит из 8 элементов – каждый из них это то или иное направление нашей мотивации.
- Миссия. Человеку важно сделать что-то значительное и великое, потому что он тот самый «избранный», которому это под силу.
- Лидерство. Здесь главное соревновательный фактор, который постоянно мотивирует человека быть первым и не отставать.
- Творческий потенциал. Такие люди возьмутся за работу, если им дать возможность создать что-то новое, интересное и поистине уникальное.
- Обладание. Пункт для заядлых коллекционеров. Причем величина «богатств» в этом случае относительна – можно с одинаковой увлеченностью собирать дорогие старинные монеты и обычные крышечки от пивных бутылок.
- Социальные связи. Таким людям интересно общение во всем его многогранном виде. Они легко вступают в различные организации по интересам.
- Ограничение ресурсов. Многих людей вдохновляет дефицит, они готовы часами стоять в очереди за вожделенной покупкой и пойдут в горы босиком. В общем, чем хуже, тем лучше.
- Любопытство. Любители тайн и сюрпризов, которые получают хоть малейшую возможность прикоснуться к неизведанному.
- Избегание потерь. Такие люди будут торопиться попасть на распродажу (чтобы все не раскупили) и ежедневно проверять начатую игру, чтобы не потерять накопленные баллы.
Примечательно, что все перечисленные мотиваторы, как правило, причудливо сочетаются в каждом из нас, но преобладает обычно лишь несколько. И вот если найти их внутри себя, то, пожалуй, станет намного проще и в выборе работы, и в поиске хобби, и увлечений.
Таинство «посткоитальной депрессии»: почему люди грустят после секса