Руководство «АВТОВАЗ» рассчитывает, что по итогам 2015-го года компания окажется с положительной рентабельностью, сможет полностью сохранить трудовой коллектив и повысить уровень заработной платы. С таким заявлением выступил на совете директоров глава российского гиганта Бу Андерссон.
Генеральный директор отметил, что по ходу нынешнего года разработаны и запущены в серийное производство несколько новых моделей, существенно (на 50%) увеличилось качество выпускаемой продукции, росту объемы производства автомобилей для концерна Renault-Nissan. В частности для своих партнеров «АВТОВАЗ» в 2014-м году соберет около 130 тысяч автомобилей. Все это должно положительно сказаться на деятельности предприятия в следующем году, несмотря на снижающиеся в целом по российскому рынку объемы продаж.
Что касается повышения заработной платы, то ее повышение планируется сделать ежегодным, но только при условии, что завод окажется прибыльным. Предварительные расчеты нынешнего года показывают, что руководство «АВТОВАЗ» может рассчитывать на получение прибыли по итогам 2015-го года в размере 5 миллионов рублей.
Напомним, что в конце нынешнего года инженеры «АВТОВАЗ» разработали и запустили в серийное производство три новых модели внедорожников, в том числе версии Cross для Lada Kalina и Lada Granta, начали продажи Lada 4x4 Urban, моделей Lada Priora с роботизированной трансмиссией и нескольких других разработок. Одновременно существенно продвинулись работы по проектам Lada Vesta и Lada X-Ray, являющимся наиболее перспективными в портфеле отечественного производителя.
Увеличение заработной платы работников действительно зависит от финансовой успешности и прибыльности организации. Понятно, что оклад работодатель обязан выплачивать, индексировать в соответствии с МРОТ, но в большинстве компаний на сегодня большую часть заработной платы составляют премии и бонусы. Поэтому как прибыль компании зависит от эффективности работников, так и уровень заработной платы от финансового результата деятельности компании. И совершенно не важно в какой отрасли, и о ком идёт речь - о рабочем, специалисте или TOP – менеджере, у каждого своя роль и вклад в увеличение прибыльности компании.
На прибыльность любого предприятия влияет производительность труда работников, которая зависит от многих факторов, в том числе, от оперативности и качества выполнения конкретных операций конкретным работником. Работники могут оказаться и заложниками не достаточно эффективного менеджмента, и экономической ситуации, то есть , причины отсутствия прибыли могут быть разными. Но , если компания находится в убытке, то средств для повышения зарплаты работников у неё нет. И это не вопрос HR политики или справедливости, это финансовый факт, с которым необходимо считаться.
Заведомо нереальные цели ставить нельзя никому, даже себе, это действительно демотивирует. Но только стремление к самым амбициозным целям, на первый взгляд, не реальным, позволяет выйти из зоны комфорта и достигать воистину высоких результатов.
Есть хорошая русская пословица по этому поводу: «Глаза боятся, а руки делают» . Часто бывает, что нереальная цель – это наше отношение к этой цели, мы в неё не верим, поэтому она нереальна.
Автомобильная отрасль в РФ сегодня переживает значительное снижение потребительского спроса, она находится в стагнации и менеджмент это учитывает при планировании ФОТ и мотивационных программ. Согласно исследованиям Рекадро по итогам 9 месяцев 2014 года , в индустриальном секторе рост заработных плат составил 8 % вместо планируемых 10, произошла оптимизация компенсационных пакетов, 34 % предприятий сократили численность штата.
Что касается Автоваза, то со слов господина Андерссона, опубликованных в прессе, завод выйдет на безубыточность к концу 2014 года и на 2015 год закладываются средства на повышение заработной платы работникам. Я бы не стала говорить о том, что у него ничего не получится, давайте подождем!
АвтоВАЗ и его руководство – это квинтэссенция неудачного проекта на государственном уровне. Владельцы бизнеса не смогли удачно воспользоваться даже беспрецедентным карт-бланшем, который был дан этому заводу, включая государственные вливания, налоговые и прочие льготы. Конечно, наша оценка, без знания внутренней кухни завода, будет поверхностной, но все же не видеть то, что завод валится набок никак нельзя.
Продукция завода сильно уступает западным аналогам, не является конкурентоспособной даже по отношению к китайскому автопрому, который стал развиваться относительно недавно. И что же мы видим теперь? Работников, которые работают на земле руками, исполняя указания руководства, привязали к прибыльности компании. Такое на моей практике встречается первый раз. Безусловно, бонусы топ-менеджмента зачастую привязаны к годовым показателям компании, но эта практика не применяется к персоналу среднего звена и рабочим. Премия и зарплата работников может зависеть от индивидуальных показателей труда, от бригадных норм, которые ставятся на смену, но никак ни от прибыли завода в целом. Тем более, что показатели прибыльности крайне печальны. К сожалению, в этом нововведении я вижу только движение к уменьшению зарплат работников, тем самым менеджмент завода сокращает одну из самых затратных статей всех производств - фонд оплаты труда работников. Возможно, сократив российских специалистов, менеджмент привлечет более дешевую рабочую силу из близлежащих республик или Китая.
Могу ответить однозначно - довольно сомнительное решение с точки зрения мотивации персонала. Прибыльность любой производственной компании зависит не от рабочих, а от людей, в чьих руках сосредоточено стратегическое и финансовое управление предприятием. Безубыточность АвтоВАЗа будет достигнута, например, благодаря продолжению начатой борьбы с коррупцией и уменьшению неоправданно высоких гонораров топ-менеджмента, достижению прозрачности бизнес-процессов. Необходимо внедрять эффективные производственно-логистические решения, уделять внимание работе с поставщиками и дилерами для оптимизации издержек. От рабочих зависит качество продукции и увеличение производительности, поэтому эффективнее будет замотивировать их на снижение коэффициента брака. Таким образом, данное заявление не годится даже для того, чтобы худо-бедно обосновать нежелание повышать зарплату рабочим.
Зарплата сотрудников должна быть чем-то обусловлена, т.е. в коммерческой компании должна быть прибыль, иначе данная компания не рентабельна. Что касается того, насколько эффективна практика привязывания зарплаты к прибыльности компании в автомобильной отрасти, то однозначно ответить нельзя. Конечно, качество труда рабочих на автомобильном заводе влияет на качество автомобиля в целом. Но здесь надо рассматривать вопрос шире. Рабочие могут четко выполнять поставленные задачи, но от этого конечный продукт может и не стать лучше. Автомобилисты понимают, о чем идет речь. Тут и технология, и материалы, и управление продажами и многое другое, что влияет на рентабельность завода.
Можно говорить об управлении по целям. В этом случае главная цель предприятия дробится на подцели каждого подразделения. Рисуется дерево целей, и для каждого подразделения формулируются критерии эффективности. Такая практика, в принципе, приемлема и применяется на заводах. Но чтобы именно рабочие несли ответственность за рентабельность завода, на мой взгляд, неправильная мысль. К тому же, получается своеобразный замкнутый круг - чтобы рабочие работали качественно, нужна достойная зарплата и другие составляющие, которые делают рабочего приверженцем своего предприятия. Т.е. не только материальная составляющая в стимулировании труда. Но, с другой стороны, если у завода не растет прибыль, с чего повышать зарплату? Если назрела реальная потребность в повышении, то обычно привлекают инвестиции или используют другие финансовые инструменты, чтобы обеспечить достойную оплату рабочих, возможно, поменяв структуру начисления заработной платы. Вопрос рентабельности целого завода - это задача, которую решают все, но у руля - руководство.