В правительстве думают о введении налога с продаж (НСП). По мнению Минфина России, это позволит получить бюджету дополнительно 200 млрд рублей. Напомним читателям, что этот налог берется с каждой покупки. То есть нам предлагают затянуть пояса и выложить в бюджет по 4% от наших трат на товары и услуги. Естественно, что это автоматически приведет к раскрутке дополнительной инфляции, и Центральному банку не удастся добиться своих целевых показателей - сохранить инфляцию на уровне 4%.
ТОРГОВАТЬ В УБЫТОК
Но это, как говорится, полбеды. Сами посудите: по данным Росстата, на торговые сети в целом по РФ приходится около 20% оборота розницы (в территориальном разрезе: на Северном Кавказе - 5,9%, на Дальнем Востоке - 8,1%, в Москве - 19,3%, в Санкт-Петербурге - 51,9%). Что это означает? А вот что: 80% розничных продавцов испытают новый шок. Прибыльность операций по продаже товаров в розницу невелика и у крупных сетей - всего 7%, а у ларечников, маленьких магазинчиков, торговцев с машин - и того меньше, около 4%. Оценили?
Да-да, вы все правильно поняли: рост оптовых цен, которые государство способно проконтролировать в части сбора пресловутого НСП, при топчущихся на месте реальных доходах населения автоматически приведет к сокращению объема реализованной продукции в рознице. Кто ж себе в убыток захочет торговать? Если из дохода компании в 4%, из которого платится зарплата работникам, оплачиваются расходы на доставку товаров населению да еще платятся налоги, хотят забрать все 4%, то каковы будут действия предпринимателя?
Самый простой выход - повысить розничные цены. Но тут вступают в силу законы экономики: рост цены товара утыкается в платежеспособный спрос населения. Если спрос падает или остается на том же месте, то для предпринимателя это будет означать снижение продаж (то есть расходы на единицу проданного товара сиганут вверх), падение доходов, в худшем случае - банкротство.
Значит, надо готовиться к тому, что в субъектах Российской Федерации уменьшится число рабочих мест в розничной торговле, бизнес попытается выжить за счет перехода в тень (а из-за недобора НДФЛ еще больше снизятся доходы местных бюджетов), плюс к этому ухудшится снабжение отдаленных поселков, деревень.
Я уж не говорю об очередном усложнении бухгалтерской отчетности и необходимости потратиться еще и на наем дополнительных бухгалтеров. Может, это бухгалтерское лобби двигает такие предложения?..
ПО КРИВОЙ ДОРОЖКЕ
Но шутки в сторону. НСП, по видению финансового блока, - это социально справедливый налог. Кто больше покупает, тот больше платит налогов. И тут встает вопрос: а почему нельзя идти по прямому пути? Введите прогрессивный НДФЛ и получите тот же эффект, но без отрицательных последствий - без ухудшения материального положения бедных слоев населения.
Как отмечал Росстат, в марте общая инфляция в месячном выражении достигла 0,3%. По его мнению, это связано с ростом цен на ряд продовольственных товаров. Так, в марте, по данным официальной статистики, в диапазоне 5 - 15% подорожали некоторые овощи и фрукты, например виноград, груши, капуста, картофель, морковь, лук, помидоры. Дорожали также икра, некоторые виды рыбы, творог, овощные консервы, хлопья из злаков. И это - пока без введения дополнительного налога.
Мне тут удалось посмотреть исследования МВФ, посвященные налоговой политике в развитых и развивающихся странах. И вот какая закавыка: МВФ указывает на факт того, что ни в одной стране не применяется сразу два налога - НДС и НСП! А мы, как всегда, своей дорогой идем. Кроме того, НСП применяется именно в тех странах, где слабо развита система учета доходов населения. Но в этом случае и МВФ нам не указ.
ЗАБИТЬ НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
При более детальном рассмотрении последствий применения НСП можно обнаружить и другие негативные эффекты от его введения. Некоторые экономисты считают, что 4 - 5% НСП равнозначно НДС в размере 18 - 25%! И тут уже пострадают высокотехнологичные компании. Поскольку налог берется всякий раз, когда вы что-то приобретаете, то каждый новый передел будет конечную цену наращивать (сложный процент), и при этом НСП в отличие от НДС не вычитается.
Это приведет к тому, что импортные товары получат преимущества перед национальными. Предположим, купили импортное оборудование. В конечную цену войдет его стоимость, плюс расходы на логистику - и все! А если начинаете свою продукцию производить из купленных (в том числе импортных) деталей и узлов, то будете платить НСП за каждый компонент, приобретенный на просторах матушки России. В конечном счете опять станет интересней закупать за рубежом, чем производить внутри.
* * *
НДС более выгоден, чем НСП, и для экспортеров товаров. А как мы помним - и не забываем, - наш президент именно на это и нацеливает правительство. НДС, который посчитать очень просто, при экспорте возвращается компаниям. Это делает более конкурентоспособными отечественные товары. А НСП возврату не подлежит. Значит, экспортно ориентированные компании попадут в ситуацию, когда в результате не до конца продуманного решения потеряют рынки сбыта.
И за всеми издержками, которые бизнес понесет в результате введения НСП, стоят рабочие места и заработная плата. Таким образом, с социальной точки зрения, введение НСП опасно как для сохранения рабочих мест, так и для сохранения и роста заработной платы. И реальные доходы граждан опять упадут. Как-то не вяжется это с необходимостью совершить мощный экономический рывок.
Александр Сафонов, доктор экономических наук