Выучить иностранный язык во взрослом возрасте сложнее, чем в детстве. Это заставило ученых предположить, что существует «критический возраст», после которого занятия менее эффективны. Эксперимент специалистов из Массачусетского технологического института показал: мы сохраняем способность к быстрому обучению иностранной грамматике до 17-18 лет.
Впрочем, достичь уровня носителя языка получится лишь в том случае, если человек начал осваивать его до 10 лет. Материалы исследования опубликованы в майском номере журнала Cognition.
«Чтобы разбираться в английской грамматике как носитель, изучать ее нужно до десяти лет. Мы не видим особой разницы между теми, кто знает язык с рождения, и теми, кто начал учить его до десяти лет, а после этого возраста наступает спад», — рассказал психолог Джошуа Хартшорн (Joshua Hartshorne), один из авторов исследования.
Тем не менее в возрасте от 10 до 18 годами обучение дается так же легко, но ученик не успевает развить свои навыки до уровня носителя.
Эти выводы основаны на грамматическом онлайн-тесте, который прошли почти 670 тысяч респондентов разного возраста на разных стадиях изучения английского — беспрецедентно крупная выборка для лингвистических исследований. Данные находятся в открытом доступе.
Кривую ослабления способностей нарисовала компьютерная программа, созданная специально для исследования. Результаты оказались неожиданными: ранее предполагалось, что «критический возраст» для обучения языкам заканчивается гораздо раньше.
Пока неясно, чем объясняется когнитивный спад, — изменениями в мозге, который начинает терять пластичность, или социальными причинами: 18 лет во многих странах — возраст совершеннолетия, и мало кто продолжает учить языки так же интенсивно, как раньше.