Найти тему
"Новый взгляд"

Банки нашли способ блокировки операций клиентов в обход черных списков

В банках возникли новые проблемы, связанные с черным списком клиентов-отказников.

Сейчас банкиры все чаще стали отказывать клиентам в утомительном процессе реабилитации. Кроме того они перестали передавать всю информацию причины отказа в Росфинмониторинг. Сам же клиент не получает уведомление о своем статусе, который подтверждает его внесение в черный список. Узнать всю информацию возможно только путем проведения банковской операции или при открытии счета в другом банке. Если клиент находится в черном списке, то отказы будут приходить со всех банковских учреждений, где он хочет открыть счет.

Такой механизм двухсторонней возможности реабилитации начал функционировать во второй половине апреля этого года и уже столкнулся со сложностями. Узнав о том, что отказник попал в черный список, начали поступать запросы с просьбой вычеркнуть его из списка, чтобы дойти до межведомственной комиссии. Банки же в свою очередь придумали другой вариант для прекращения подобных требований. Теперь банкиры предпочитают сразу отказать клиенту, не доводя до официального оформления гражданина в черный список. Из-за чего полностью прекратилось функционирование системы реабилитации.

Такое действие со стороны банкиров можно рассматривать как «недоотказ», который, ни где не фиксируется. При этом банк имеет право не оповещать клиента о том, чтобы он исправил возникшую неправильную ситуацию, тем самым быстро попрощаться с подозрительным клиентом. По итогам крупных банков процент потенциальных отказов с сообщением в Росфинмониторинг на сегодняшний момент не превышает 0,01%.

Алексей Тимошкин  сопредседатель комитета по ПОД/ФТ Ассоциации российских банков рассказал, что сейчас крупные банки работают в автоматическом режиме. И когда в 2017 году Центральный банк начал рассылать списки отказников, кредитные организации без разбирательств, сразу занесли всех этих клиентов в черный список. За последние шесть месяцев в 2017 году этот список утроился. Клиент, обращаясь в банк за помощью в реабилитации, не может ее получить из-за отсутствия специалистов, которые способны решить данный вопрос. За количеством сомнительных транзакций в банках следит регулятор.

Данное нововведение «недоотказ» выгодно как для банков, так и для самих клиентов. Основная загвоздка и неблагоприятный момент заключается только в том, что клиента никаким способом не уведомляют об официальном отказе.

По словам Кирилла Барановского, который работает юристом в компании «Рустам Курмаев и партнеры» последствия отказа банком и внесения клиента в черный список носит разный характер. Во-первых, клиент практически полностью лишается возможности воспользоваться любыми услугами банков, и вынужден обжаловать такие действия. Во-вторых, клиент не может обратиться в другой банк и открыть там счет на свое имя.

Если клиент попал в список и каким-то образом узнал об этом, ему придется пройти множество процедур по реабилитации во всех банках, куда он обратился.

Центральный банк и Росфинмониторинг сообщили, что такой порядок взаимодействия между банком и клиентом законодательно не предусмотрен. По мнению одного из сотрудников Росфинмониторинга  банк обязан проинформировать клиента не нарушая 115-ФЗ.

Согласно данным ЦБ за 2017 год объем выявленных сомнительных операций по кредитованию составил 422 млрд. руб., 75% из которых пришлось на обналичивание денежных средств.

Ирина Свердолвская