Найти тему

Альтернативный БТ-БХ (болотоход) - специализированный болотный танк. World of tanks

Танки застревали. Глубоко и безнадёжно. 15 тонн на слабом грунте это много. Финская поставила этот вопрос . Оценивая в целом действия танков БТ в этой войне, необходимо отметить, что экипажам танков приходилось идти в наступление в исключительно тяжелых географических и климатических условиях. Нередко морозы достигали — 50°С. Глубокий снег толщиной (высотой) до двух метров исключал движение танков вне дорог. Во время боев выяснилось, что легкие танки БТ не могут решать задачи по преодолению заблаговременно подготовленной обороны. Танки БТ и Т-26 могли двигаться лишь по следу, проложенному средними танками Т-28. Они очень часто застревали в болотах. Где можно наступать танкам? Гусеницы бы сделать пошире.

Сказано - сделано. Поручили молодым начинающим. Те и расстарались. Дали им старый БТ, так они на него на стандартные катки прикрутили герметичные бочки-расширители и новую гусеницу. Шириной полтора метра. Полечили детские болезни. И давай гонять по буеракам да болотам. Если ничего не отваливалось, то 400-сильный двигатель гнал по болоту как по шоссе. Военным показали, те в восторге. Это ж надо, танковую армию через болото перегнать. Да и новые танки не надо мудрить, переобуть на капремонте и делов то. Зарядили так несколько сот БТ-БХ(болотоход).

-2

А как грянула война, тут они себя и показали, наступая с десантом на броне, через белорусские прусские болота, уничтожая немецкую пехоту, которой, по немецкой педантичности, ничего кроме гранат не выдали, да и паника гнала лучше пулемётов-пушек. Виданное ли дело из трясины, непроходимой даже человеку, целая сотня танков вылетала. Зимой ещё лучше. Где подмёрзло, где не помёрзло, где сугробы метровые намело, а бэхе всё равно и по барабану. Все застряли, а она и сама прёт, а и ещё и десант и сани, а и пушечку солидную тащит по непроходимому снегу. Для пущей безопасности в дополнение к плавучести расширителей на катках, по бортам навешали герметичных поплавков, чтобы танк, провалившись в воду, не затонул. Вот и вовсе амфибия-вездеход получился. Единственный недостаток, что лёгкий танк.

А это реальная история.

Для преодоления танками БТ-2 отдельных заболоченных участков местности или снежной целины в 1934 г. в мастерских НИИТ полигона РККА были разработаны и изготовлены специальные коврики (КБТ). Опытный образец приспособления был выпущен в единственном экземпляре. При установке приспособления на танк стрельба из основного вооружения машины в переднем секторе была ограничена 40° — 50°. После применения приспособления и его сброса круговой обстрел восстанавливался. Наблюдение с места механика-водителя было ограничено из-за стоек и барабанов приспособления.

Коврики перед установкой на машину наматывались на специальные барабаны, закрепленные на оси, которые аналогично фашинам по наклонным доскам накатывались в вилки УКСТП командой из четырех — пяти человек. Укладка ковриков на грунт производилась без выхода экипажа из машины. Перед препятствием механик-водитель через тросовый привод сбрасывал подкидной брус под гусеницы танка. При прохождении танка через брус трос натягивался и разматывал коврики.
Коврики перед установкой на машину наматывались на специальные барабаны, закрепленные на оси, которые аналогично фашинам по наклонным доскам накатывались в вилки УКСТП командой из четырех — пяти человек. Укладка ковриков на грунт производилась без выхода экипажа из машины. Перед препятствием механик-водитель через тросовый привод сбрасывал подкидной брус под гусеницы танка. При прохождении танка через брус трос натягивался и разматывал коврики.

Скорость движения танка по укладке составляла 4 — 5 км/ч. Движение танка осуществлялось только по прямой. После похождения 45-метрового препятствия барабаны при необходимости сбрасывались с танка или производилась укладка ковриков обратно на машину командой из двух человек за 30 минут. Масса приспособления составляла 500 кг. Дальнейшего развития оно не получило.

Дополнительные деревянные гусеницы для танков БТ-2 были разработаны и изготовлены в мастерских НИБТ полигона в 1934 г. и предназначались для обеспечения возможности танкам БТ преодолевать болотистую местность с использованием подручных средств, которые могли быть изготовлены силами войсковых мастерских (что требовало до 72 чел./час. на 1 танк).
Опытные образцы
танков БТ-2 с установленными дополнительными гусеницами прошли полигонные испытания в 1934–1935 гг. Деревянные гусеницы одевались и закреплялись на основных гусеницах машины с помощью скоб. Время монтажа гусениц на танк силами экипажа составляло 60 минут. Скорость движения при преодолении препятствия составляла 5 км/ч, протяженность — до 4 км. Движение машины осуществлялось только по прямой, но допускало при необходимости поворот машины на угол не свыше 12°. Время укладки деревянных гусениц после преодоления препятствия не превышало 40 мин. За счет установки приспособления среднее давление на грунт снижалось с 0,585 до 0,350 кгс/см³, что обеспечивало возможность машине преодолевать болото глубиной 1,5 м и шириной 80 м.

Болотоходные гусеницы для танков БТ (БГБТ) были разработаны и изготовлены в мастерских НИИТ полигона РККА в 1935 г. и предназначалась для преодоления линейными танками болотистой местности. Были изготовлены и прошли испытания опытные образцы гусениц. Болотоходные гусеницы устанавливались на серийный танк в непосредственной близости перед преодолеваемым препятствием и представляли собой накладные траки, монтируемые сверху на траки стандартных гусениц танка. Монтаж приспособления осуществлялся командой из трех человек за 2,5 часа.

Масса комплекта болотоходных гусениц составляла 250 кг. Скорость движения с установленными болотоходными гусеницами достигала 10 км/ч, наименьший радиус поворота на болоте — 10 — 15 м. Среднее удельное давление на грунт при использовании приспособления составляло 0,273 — 0,3 кгс/см². Дальнейшего развития приспособление не получило