Националисты в Латвии бьют тревогу – из-за незнания русского языка латышская молодёжь не может найти работу на родине и вынуждена уезжать за границу. Поэтому «нацики» сейчас проталкивают закон, по которому все работники обязаны общаться на рабочем месте только на латышском. Одновременно идёт спешное сколачивание организации «лояльных русских».
Бороться с русским законодательно
За минувшие годы в стране выросло уже целое поколение молодых латышей, не знающих русского языка. В своё время их родителей убедили, что учить «оккупантское наречие» нет смысла, лучше, дескать, осваивать английский. Однако время показало, что в фактически двуязычном государстве от русского никуда не деться. Большинство работодателей требуют от претендентов одинакового знания и латышского, и русского – отчего теперь возникает множество драм. Так, недавно на странице праворадикального Национального блока (VL-TB/LNNK) в социальной сети Twitter появился душещипательный видеоролик. В нём наглядно показывается, как требования работодателей о знании русского языка вынуждают молодых латышей покидать родину.
«Чтобы помочь молодым латышам, которых дискриминируют на рынке труда из-за незнания русского, VL-TB/LNNK добилась первого позитивного голосования в Сейме по поправкам к законодательству. Решающая поддержка дальнейших решений зависит от общества», – извещает Национальный блок. Данное политическое объединение предлагает поправки к «Закону о труде», предусматривающие, что работник при выполнении обязанностей имеет право общаться с жителями страны только на латышском. По словам парламентария от Нацблока Эдвина Шноре, с помощью поправок предлагается «защитить работников, у которых будет право в обслуживающей среде не говорить с жителями Латвии на других языках».
Ситуацию прокомментировал публицист Владимир Линдерман: «Нацики запустили видео о судьбе несчастной латышской молодежи, которая не владеет русским языком и вынуждена из-за этого эмигрировать. Девушка нервно стучит по клавиатуре в поисках работы, но всюду требуется русский язык. Наконец – бинго! – находит то, что ей нужно. Является на интервью и снова видит требование о знании русского. Печальный исход: чемодан, аэропорт, самолет… А я вспомнил, как накануне референдума за государственный статус для русского языка (в феврале 2012-го. – Р.Х.) меня пригласили на латышский телеканал. В довольно мажорной компании: Карлис Шадурскис (министр образования. – Р.Х.), Райвис Дзинтарс (лидер Нацблока. – Р.Х.), Нил Ушаков (мэр Риги. – Р.Х.) и я. Такое типа ток-шоу. Встаёт девушка в зале, похожая на ту, что на видео, и начинает буквально плакать: как она не может трудоустроиться из-за незнания krievu valoda (русского языка. – Р.Х.). Какие она испытывает страдания и мучения, уже почти на грани суицида, бедняжка. Ведущая ко мне: что скажете, господин Линдерман? Что посоветуете несчастной? "Cik es saprotu, meitene nemāk krieviski? (Насколько я понял, девушка не владеет русским?)" "Jā! (Да!)" "Jāmācās! (Надо выучить!)". Мой простой и лаконичный совет вызвал бешеный визг в зале. Это был какой-то залп ненависти, направленный в меня. Да как он смеет, этот "русскоязычный"!.. Я хотел еще издевательски подбросить дровишек в огонь, сказать: "Выучи русский или умри!", но у меня уже забрали микрофон».
В. Линдерман добавляет: «Сейчас нацики пробивают в Сейме поправки к закону, которые закрепят за каждым работающим в Латвии священное право не знать русский язык. И пробьют, скорее всего. Там есть "хитрый план". Если кандидат на работу или работник обращается с жалобой/иском, что его не приняли или уволили из-за незнания русского языка, то бремя доказывания обратного возложено на работодателя. Та врач из кенгарагского медцентра (район Риги Кенгарагс. – Р.Х.), которую мягко вытурили за отказ общаться с пациентами на русском (нашумевший в Латвии случай. – Р.Х.), если поправки нациков будут приняты, могла бы разорить своих работодателей. Допустим, работника уволили за пьянство, но он утверждает, что за незнание русского языка. Логика последних поправок от Нацблока, если я правильно понял, строится на том, что работодателю (не уволенному работнику!) придётся доказывать, что он прав. Это усилия, трата времени, денег и прочее…»
Всевластие «языковой инквизиции»
По мнению эксперта, принятие поправок обернется дальнейшей дискриминацией русских Латвии. «Поясняю на простом примере. Владельцу магазина нужна продавщица. На место претендуют гражданка Иванова и гражданка Янсоне. У Ивановой родной язык – русский, латышский она понимает и может на simple latvian общаться с покупателями. У Янсоне родной язык – латышский, по-русски – ни в зуб ногой. Казалось бы, надо брать на работу Иванову, что обычно и происходит в таких случаях. Но нацики вводят норму, согласно которой работник не обязан знать русский язык. И если в нашем случае владелец магазина не примет на работу гражданку Янсоне, отдаст предпочтение гражданке Ивановой, то Янсоне может подать против него жалобу или предъявить иск. Причём предпринимателю придётся доказывать свою невиновность. А если не докажет – штраф до пяти тысяч евро. Что хуже – потерять некоторое количество покупателей или попасть под репрессии государственной машины? Ясно, что владелец магазина выматерится и возьмёт на работу гражданку Янсоне. Ничего, освоит за пару месяцев сотню русских слов, а покупатели потерпят. Всё лучше, чем если будут таскать в Центр госязыка или по судам. То есть поправки направлены на создание латышам привилегий при трудоустройстве и на выдавливание русских из Латвии».
Недавно президент Раймонд Вейонис утвердил принятый парламентом в третьем чтении закон об окончательном изгнании русского языка из образовательного процесса в средних школах нацменьшинств. Русские родители, выходящие на митинги протеста, сетуют, что педагоги учебных заведений нацменьшинств сохраняют безмолвие, никак не проявляя своего недовольства. Но учителей запугали, их держат в страхе. Центр государственного языка (ЦГЯ) объявил, что проведёт повсеместную проверку знаний латышского русскими педагогами. Проверки начались в апреле и продлятся до тех пор, пока не будут проинспектированы все школы.
В прошлый раз такие проверки проводились три-четыре года назад, и, как сообщили в ЦГЯ, тогда было выявлено «значительное» количество нарушений. «Мы прогнозируем, что ситуация улучшилась. Однако, чтобы убедиться в этом, нам надо провести проверку», – настаивает замдиректора ЦГЯ Ингрида Берзиня. Учителя, чьи знания будут признаны недостаточными, рискуют быть уволенными. На это известие откликнулся в соцсети активист Штаба защиты русских школ Дэги Караев: «Теперь учителя получат "по балде" вне зависимости от своей "лояльности". Но мы ещё можем защитить своих педагогов, если они встанут и выйдут на защиту своих прав. Мы встанем рядом, плечом к плечу!» Однако русские педагоги по-прежнему хранят безмолвие.
В своем рвении «языковые инквизиторы» не щадят даже чиновников высокого ранга. Так, они взялись за Рихарда Эйгима – мэра второго в государстве по величине города Даугавпилса, населённого в основном русскоязычными жителями. Р. Эйгим состоит в рядах премьерско-президентского Союза зеленых и крестьян, но это ему не помогло. По мнению инспекторов ЦГЯ, Эйгим справился с предложенными ему тестами «не очень хорошо». Учреждение в октябре прошлого года уже штрафовало чиновника «за незнание латышского на достаточном уровне». В тот раз политику было дано полгода на улучшение навыка.
Градоначальник стал жертвой сведения политических счетов – донос в ЦГЯ на своего более удачливого конкурента составил экс-мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш из партии «Согласие». Элксниньш был выбран градоначальником депутатами нового созыва Думы Даугавпилса в начале июня прошлого года – сразу после очередных муниципальных выборов. Но всего через два месяца большинством депутатских голосов на пост главы города был переизбран Эйгим, первоначально получивший должность заммэра. Элксниньш в отместку за свое смещение обвинил Эйгима в плохом знании латышского языка. Теперь встал вопрос об отстранении нынешнего мэра от должности. Вот какой силой обладает в Латвии «языковая инквизиция»!
Питомник для «лояльных русских»
Ещё один знаменательный факт – в апреле в Риге заявили о создании Ассоциации развития русского гражданского общества и поддержки российских эмигрантов. Это будет организация «правильных русских», которые станут поддерживать власти Латвии и всячески осуждать «преступный режим» в России. Возможно, данное ноу-хау попытаются распространить и в других странах Балтии, где проживает много русских. Координатором инициативной группы является публицист Димитрий Саввин, называющий себя «национал-демократом» и «монархистом-старообрядцем». До сентября 2015 г. он проживал в Санкт-Петербурге и вёл активную деятельность: участвовал в уличных акциях и состоял в незарегистрированной партии «Новая сила». Но в связи с возбуждением ряда уголовных дел Саввин оставил Россию и в 2016-м получил в Латвии статус политического беженца.
Сей «политэмигрант» поведал, что в созданную им инициативную группу входят как «русскоязычные жители Латвии, так и представители российской политической эмиграции». Заявленная цель организации – «объединить лояльных к Латвии русских и поддержать гражданское общество в России». По словам Саввина, «уже с первых лет независимости сложилась странная и несправедливая ситуация, когда от имени всех русских Латвии выступают советские реваншисты и прокремлевские структуры, а голоса противников независимости воспринимаются, как русские». Инициативная группа утверждает: «Эта ситуация неприемлема и обидна для многих живущих в Латвии русских людей, которые ощущают свою неразрывную связь с русской культурой и традициями не советского государства, а исторической России. Ещё более неприемлема такая ситуация для политэмигрантов из России».
Предполагается, что вступать в данную организацию будут главным образом лица, относительно недавно получившие в Латвии вид на жительство. В июле 2010-го, когда республика находилась в упадке из-за экономического кризиса, власти запустили программу «ВНЖ в обмен на инвестиции». За четыре года было выдано 11754 ВНЖ – в основном россиянам. Затем по настоянию вошедших в правящую коалицию националистов условия программы ужесточили до такой степени, что она фактически умерла. Однако несколько тысяч россиян остались жить в Латвии – причем между ними и «старым» русским населением возник жёсткий антагонизм.
Приезжие всячески демонстрируют радость от того, что оказались в «Европе». Желая заручиться поддержкой государства, они презрительно отзывались о «старых русских», как о «ватниках» и «путиноидах». Вот характерные цитаты с форума «младоэмигрантов» из России. «Хотела до этого написать, что "этих русских сама на дух не выношу", но подумала, что уж это было бы слишком… Боюсь, нас могут неправильно понять…» «Я знаю точно, без 50 лет советской оккупации уровень жизни в Латвии был бы сопоставим с уровнем жизни в Финляндии. Латыши это тоже знают…» «Я на стороне латышей во многих вопросах. У них от нас (СССР и России) были и есть проблемы. А не наоборот». «Вообще-то, 9 мая должен быть днём скорби, а никак не праздником…»
Надо полагать, ассоциация «новых русских» будет пользоваться полной поддержкой властей Латвии. А вот со «старыми русскими» разговор у них зачастую бывает короток. Так, 20 апреля Полиция безопасности задержала и бросила в тюрьму известного правозащитника, главу Конгресса неграждан Александра Гапоненко. При задержании он был избит и объявил голодовку.
Накануне ареста правозащитник опубликовал в соцсети тревожное сообщение. По его словам, он получил по эксклюзивному каналу сообщение о том, что на День Победы 9 мая в Риге может быть устроена кровавая провокация с участием сотрудников американских спецслужб, вину за которую возложат на местных русских. Однако вместо того, чтобы успокоить общество и опровергнуть это сообщение, власти предпочли репрессировать Гапоненко…