«У вас две компании? Тогда мы идем именно к вам!» Под таким девизом пришла инспекция к бизнесмену в Постановлении АС Уральского округа №Ф09-1512/18 от 13.04.2018 года по делу №А71-17006/2016. Ведь, это же схема. Схема дробления.
Хотя, само по себе «дробление бизнеса» не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной: об этом написано в пункте 6 Постановления №53, Постановления Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 №15570/12. И об этом напомнили суды проверяющим. Итак, разберем деятельность бизнесмена из вышеупомянутого дела №А71-17006/2016. По законам инспекции, по соображениям предпринимателя и по суду.
Дело было в Удмуртии… Сначала появилось ООО «Завод №1» (ОСН), а спустя 1,5 года ООО «Завод №2» (УСН доходы-расходы). Работали, производили. Пришла налоговая инспекция и решила, что это «схема дробления».
Позиция инспекции
В обоснование доводов «схемы дробления» налоговая привела следующие «одни и те же» аргументы:
• Один и тот же учредитель и руководитель;
• Одни и те же работники в одно и то же время работали на одном и том же оборудовании, производили один и тот же ассортимент продукции в одном и том же месте (об этом рассказали сотрудники);
• Одни и те же работники получали зарплату в одном и том же месте;
• Один и тот же адрес;
• Одна и та же вывеска;
• Один и тот же сайт;
• Одни и те же поставщики.
О том, что компании действовали как единый хозяйствующий субъект, говорили и другие факты:
• Печати обеих организаций находились на одном рабочем месте;
• Сотрудники рассказали, что при переходе из ООО «Завод №1» в ООО «Завод №2» «их обязанности и условия труда не изменились; разделения производства продукции по организациям не осуществлялось; склад готовой продукции отсутствовал, вся продукция хранилась непосредственно в цехе; кладовщика по материалам и кладовщика по готовой продукции не было; разделения материалов и готовой продукции не было; начислением и выдачей заработной платы занимался или бухгалтер или директор, все работники производственного цеха получали зарплату в одном месте; выпуск продукции производился в одном производственном цехе, других цехов не было; никаких перегородок в производственном цехе не было, все работали в одном цехе»;
• Реклама продукции обществ производилась от имени одного лица;
• Расходы организаций указывают на отсутствие разделения деятельности. Например, ООО «Завод №1» закупало производственные материалы для ООО «Завод №2»;
• ООО «Завод №1» формально сдавало в аренду недвижимое имущество и оборудование ООО «Завод №2». Акты приемки-передачи арендованного имущества отсутствуют, нет перечня оборудования, переданного в аренду.
Инспекция решила, что налогоплательщику следует доначислить выручку взаимозависимого лица, поскольку последнее применяло упрощенку, и таким образом, вместо уплаты НДС и налога на прибыль, платило единый налог по УСН. А деловых причин для создания нового юрлица нет.
Позиция налогоплательщика
Но даже при таких, казалось бы, провальных обстоятельствах налогоплательщик смог обосновать разделение бизнеса:
• Разные виды деятельности. ООО «Завод №1» – производственная деятельность и розничная торговля, ООО «Завод №2» – оптовая торговля и сдача в аренду имущества.
• Наличие разумных деловых целей. Руководитель и учредитель общества пояснил, что планировал выйти на европейский рынок, пройдя процедуру FSC-сертификации. Поэтому деятельность по оптовой торговле оставил в ООО «Завод №1», а для розницы и производства создал ООО «Завод №2». Свои намерения он подтвердил деловой перепиской и утвержденным бизнес-планом.
• Имущественная обособленность. Компании создавались в разное время разными учредителями, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ. В цехе действительно был единый производственный процесс. Но этот процесс был разделен отдельными станками.
Вывод суда
Первая инстанция согласилась с инспекцией, что это «схема дробления». Апелляция с кассацией не увидели в действиях налогоплательщика ничего противозаконного:
• Даже при объединении компаний их общий доход не превысил бы лимит по упрощенке, и общее количество сотрудников менее 100 человек;
• «Само по себе «дробление бизнеса» не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, что следует из пункта 6 Постановления №53, Постановления Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 №15570/12».
• «Из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2017 №305-КГ16-19927 следует, что для признания налоговой выгоды необоснованной необходимо установить, что те или иные хозяйственные решения налогоплательщика привели к причинению ущерба бюджету, что спорные операция совершались исключительно или преимущественно с намерением получить экономический эффект от необоснованной налоговой выгоды».
• «Само по себе снижение налогоплательщиком налогового бремени («минимизация» налогов, налоговая экономия) не может быть признано неправомерным, поскольку это предусмотрено самим Кодексом (в том числе через применение специальных налоговых режимов)».
• «Нахождение организаций по одному адресу, наличие общего сайта в сети Интернет и хранение в одном месте печатей организаций в рассматриваемом случае объясняется наличием у них одних и тех же учредителей и руководителя, но не свидетельствует о получении налоговой выгоды».
Узнайте, что думают об этом деле юристы в «Блоге о налогах Турова Владимира»
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook