Это лишает их права на получение федеральных субсидий под «мусорные проекты».
До 1 мая 2018 года субъектам РФ необходимо провести торги, и выбрать региональных операторов — компании, которые за свой счет займутся переработкой мусора на вверенной территории. До 1 июня 2018 года необходимо проработать вопросы по установлению единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. С 1 января 2019 года в России должна заработать новая система по переработке вторсырья, в том числе созданы предприятия которые будут его перерабатывать. К 2030 году не утилизированный мусор будет запрещено свозить на свалки — все твердые коммунальные отходы (ТКО) должны будут отправляться на переработку. Сроки реализации практически всех этих задач, поставленных федеральным центром, в регионах Сибири оказались сорваны. Это констатировали участники окружного совещания, которое прошло в Новосибирске под руководством полномочного представителя президента РФ в Сибирскому федеральном округе Сергея Меняйло.
Одним из самых больных для Сибири оказался вопрос тарифов за вывоз и утилизацию мусора.
— Люди слишком мало платят за мусор, — заявила заместитель директора департамента городской среды министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Маргарита Поспелова.
Этот тезис вызвал бурную реакцию у руководителей сибирских регионов. Полпред также отметил, что повышение тарифов для округа — вопрос болезненный.
— Например, в ходе реформы в Республике Тыва и в Красноярском крае, согласно подсчетам, тарифы поднимутся в 10 раз. А вслед за ними, поднимутся и сибиряки. Во избежание социальной напряженности, резкого скачка роста тарифа допускать нельзя, — подчеркнул Сергей Меняйло.
Представители министерства ЖКХ РФ парировали, что «денег больше взять негде». Либо за свою экологическую безопасность заплатит население, либо бизнес.
— Субсидии, конечно, будут. Регионы смогут использовать их для строительства новых полигонов и заводов переработке ТКО, но они не покроют и трети необходимых для реформирования системы расходов, — предупредили федералы.
Примечательно, что даже если граждане будут платить за мусор в 10 раз больше, чем сейчас, гарантии, что эти поступления пойдут на развитие инфраструктуры переработки ТКО нет. По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, сегодня деньги от населения идут не переработчикам мусора, а тем, кто его вывозит и захоранивает.
Вторая проблема, волнующая руководство многих регионов Сибири, — поиск регионального оператора. По замыслу федеральных разработчиков реформы системы утилизации ТКО, на территорию каждого региона должны зайти крупные компании, специализирующиеся на переработке мусора. Они и будут строить утилизирующие, а также перерабатывающие предприятия. Регионы дадут бизнесу преференции, компании же, в свою очередь, возьмут на себя ответственность за экологическую безопасность полученного сектора. Но прежде чем «делать деньги» на отходах, им придется вложится в эти проекты. На сегодняшний день по одному региональному оператору выбрали в Республике Алтай, Красноярском и Забайкальском краях, Иркутской и Кемеровской областях.
В Новосибирской области торги начались, но были приостановлены ФАС. На роль инвесторов здесь претендуют пока три оператора: один местный, два федеральных. В Новосибирске ситуация интересна тем, что возникает перспектива монополизации отрасли одной федеральной компанией ГК «ВИС», которая уже получила концессию по утилизации ТКО через ООО «Экология-Новосибирск», и претендует на статус регоператора, управляющего всеми «мусорными потоками» территории.
Еще пятьдесят торгов в Сибирском регионе предстоит провести. Очевидно, что срок, прописанный федералами, не выдержан, а очередь из желающих получить статус регионального оператора ТКО, в субъектах федерации Сибири не стоит. Все потому, что этот бизнес требует колоссальных вложений.
— Например, в Республику Тыва нужно инвестировать минимум 570 миллионов рублей. Бизнесу это не интересно, — констатировал глава республики Шолбан Кара-оол.
По словам Сергея Меняйло, инвестиции в Республику Бурятия измеряются миллиардами.
— Даже те, кто готов вложиться, не осознают масштаб работ, который придется провести. И уж тем более, далеко не у всех есть соответствующие мощности, а главное, опыт, — говорит полпред.
Сложности с выбором регионального оператора и неопределенность с тарифом тормозят весь процесс реформирования отрасли утилизации ТКО в округе, в том числе, не позволяют регионам подать заявки на субсидии под такие проекты.
В Республиках Бурятия и Тыва, Красноярском крае и Томской области до сих пор не утверждены региональные программы по обращению с отходами. В Новосибирской области она актуализируется, в связи с изменениями в федеральном законодательстве.
Сергей Меняйло констатировал, что в переходе на новую систему обращения с отходами, в регионах Сибири нет ни согласованности, ни системного подхода.
— Нужен единый орган, который будет курировать «мусорный вопрос». Пока им занимаются все и сразу — ответственность не несет никто. Трудно ожидать наведения порядка на полигонах, и уж тем более в утилизации отходов, если его нет даже на первом этапе — вывозе мусора. Не лучше обстоит дело с вывозом и утилизацией отходов коммерческих предприятий. По закону, бизнес должен за свой счет отправлять мусор на переработку. На практике же, заставить коммерсантов делать это практически невозможно. Ни для кого не секрет, что справку справки об утилизации ТКО можно купить, и недорого. Многие компании так и делают, а мусор сваливают где придется, — отметил Меняйло.
По его словам, для корректировки ситуации в программу реформирования системы ТКО нужно вносить изменения. В частности, прописывать проекты по использованию и реализации вторсырья.
— Пока вторсырье не будет востребовано на рынке, пока выгода от продажи отходов не окажется выше потерь от хлопот с мусором, дело не пойдет, — уверен полпред.
В республиках Алтай, Бурятия, Забайкальском крае, Кемеровской и Томской областях на данный момент действуют менее десяти объектов приёма и сортировки мусора. На стадии ввода в эксплуатацию находятся линии сортировки в городах Лесосибирске и Зеленогорске Красноярского края. Объекты строились в рамках концессионных соглашений. В 2017 году в целом по стране насчитывалось не более тридцати предприятий по переработке и утилизации твердых коммунальных отходов. Лишь 15% ТКО сегодня идет во вторичное использование.
Сергей Меняйло поручил регионам Сибири направить в полпредство свои предложения по корректировке федеральной программы. Они будут направлены в Москву для анализа и внесения изменений в «дорожную карту» реформирования системы утилизации ТКО.
Юлия Ростяженко Фото: Сибирского окружного информационного центра