С современной точки зрения старые советские детективы кажутся туповатыми и наивными, с незатейливым реквизитом и сюжетами не отличающимися разнообразием . Если в старом фильме речь идет о теневой экономике, то его герой какой-нибудь оборотистый деляга решивший обогатиться на волне тотального дефицита, соорудивший в подвале подпольный цех по производству колготок и получивший за это высшую меру, что на современный взгляд, несколько чересчур. Он конечно приворовывает у государства сырье, но пара-другая мотков капрона в месяц это такие мелочи, что не стоит и говорить. А потому как ни старались киношники показать его хищническую натуру, вся его красивая жизнь в малогабаритной квартире, автомобиль «Жигули» грязно-желтого цвета и молодая любовница с маникюром и огромным старинным брильянтом, купленным по случаю у барыги, и, как потом выясняется краденым, сегодня вызывают лишь сочувствие к злополучной судьбе персонажей.
Далее идут фильмы об иностранных шпионах лихо скачущих через горы на козлиных копытах или пересекающих море на детских надувных плотиках исключительно ради личной встречи с каким ни будь предателем родины, который по наивности или из жадности перебежал на сторону Запада, и теперь в этом сильно раскаивается, но не знает как выбраться из липкой шпионской паутины. При всей закрученности интриги предатели как-то не тянут на матерых врагов и закоренелых мерзавцев, государственные секреты они выдавать не спешат и вообще предают родину как-то вяло без особой охоты, и что еще хуже — в конце фильма раскаиваются и приходят с повинной, если конечно доживают до этого волнующего момента . Только невозмутимые сотрудники госбезопасности которые весь фильм талдычат что-то о чести мундира или государственных интересах, и которые разоблачив и поймав очередного шпиона прямо на месте начинают перевербовку и с каменным видом читают ему лекцию о преимуществах социализма даже по старым советским меркам выглядят полными дураками.
Бесспорно, лучшими в этом ряду являются детективы про бывших хозяев жизни, бежавших после революции и возвращающихся в свои древние родовые гнезда, чтобы откопать старый отцовский клад, попутно вдохнуть дым отечества и выяснить не осталось ли кого ни будь в живых из родни. Такой бывший хозяин обычно обременен светлыми детскими воспоминаниями о родине и доме и преданных слугах, и очень хочет попасть в свою бывшую усадьбу, чтобы освежить и дополнить старые впечатления. Ему может и сокровищ не надо, сокровища это так предлог, чтоб хоть одним глазком взглянуть на родные пенаты. Однако, вместо роскошного особняка он находит пустые развалины и растеряно бродит по пепелищу, давя запыленными сапогами осколки битого кирпича и обгорелые головешки, принадлежащие теперь трудовому народу. Полученный на развалинах шок приводит бывшего хозяина в бешенство и он начинает убивать всякого, кто подвернется под руку. Он даже не заметает следов, но это никак не помогает его найти. И так пока бывший преданный слуга не признает в нем барчука и не донесет на него в милицию. После этого за бывшим хозяином жизни начинают следить. И вскоре дождливой ночью где-то на болоте, где раньше был барский сад, он, озираясь и вглядываясь во тьму, начнет откапывать ларец с фамильными драгоценностями, но едва пыхтя от неимоверных усилий, извлечет клад из земли, как тут же попадет в лапы милиции, которая тут же на месте конфискует ларец, и вежливо но сурово объяснит всем присутствующим, что драгоценности нажитые посредством эксплуатации и угнетения масс должны принадлежать государству. Арестованный станет сопротивляется и даже что-то кричать в порыве классовой ненависти, но его быстренько успокоят, наденут наручники и уведут куда-то в ночь под бравурную чекистскую песню. Этот детективный сюжет представляется самым актуальным из всех перечисленных: по нему можно легко представить, какая печальная участь рано или поздно ожидает современных хозяев жизни.