Найти тему
Уорхол отдыхает

Густав Климт и его любовный треугольник

фото: Густав Климт, 1906
фото: Густав Климт, 1906

Для художника Густава Климта — искусство занимало высшую точку в его системе ценностей. Его творчество было тесно связано с женщинами, которые его окружали. Он рисовал их увлеченно и самозабвенно. Его чувственные, местами откровенные полотна вызывали скрытую страсть и возбуждение общества того времени. Климта обвиняли в распущенности и пошлости образов, но художник не взирая на сплетни продолжал творить, черпая вдохновение в своих романах.

фото: Густав Климт и Эмилия Флёге, его муза
фото: Густав Климт и Эмилия Флёге, его муза

Эмилия Флёге — женщина которая всю жизнь была рядом с художником. Целыми днями Эмилия пропадала в мастерской художника, часто Климт советовался с ней по вопросам цветовой палитры для будущих картин. Она любила его беззаветно, с нежным трепетом. Густав Климт тоже ее любил, но не только ее одну.

Юнная Эмилия так увлеклась живописью, что начала часто брать уроки у довольно известного живописца. Ее привлекала особенность Климта уходить из мира реального в мир вдохновения и творчества. Эмилия могла по долгу не отрываясь наблюдать за движением кисти художника. Она отзывалась о нем так:

Густав внешне был обычным до безразличия, да и его манеры оставляли желать лучшего. Но как только он начинал творить, казалось, что преображается все вокруг.

фото: Адель Блох-Бауэр, 1905
фото: Адель Блох-Бауэр, 1905

В 1904 году, Густав Климт знакомится с влиятельным Фердинандом Блох-Бауэром. В его особняке часто собирались предприниматели, поэты и видные деятели искусства. Композиторы Рихард Штраус, Густав Малер и Альма Малер-Верфель, писатели Якоб Вассерман и Стефан Цвейг. Частым гостем в их доме был и Густав Климт.

На одном из многочисленных приемов, Густав и познакомился с супругой Фердинанда — неотразимой Адель Блох-Бауэр.

Портрет Адели Блох-Бауэр II (фрагмент), 1912, 190×120 см (частная коллекция)
Портрет Адели Блох-Бауэр II (фрагмент), 1912, 190×120 см (частная коллекция)

Адель Блох-Бауэр имела хрупкий и болезненный вид, что подчеркивало её статус и происхождение. Ее узкое лицо казалось элегантным и интеллектуальным, а также высокомерным и самодовольным.

Адель хотела учиться в университете, но в то время обучение было недоступно для женщин. Но Адель получила прекрасное классическое образование, главным образом, читая немецкую, английскую и французскую литературу.

О своей именитой родственнице Адель Блох-Бауэр, ныне живущая племянница вспоминают так:

Адель при первом знакомстве подавала себя как элегантную и одухотворенную натуру. При этом постоянно страдающую душой и телом. Она курила, как паровоз, при этом оставаясь томной и одновременно нежной.

Юдифь с головой Олоферна, 1901. Масло, холст. 84×42 см (Вена, Австрия)
Юдифь с головой Олоферна, 1901. Масло, холст. 84×42 см (Вена, Австрия)

Работая над картиной «Юдифь с головой Олоферна», между именитым художником и состоятельной натурщицей закрутился роман. Поразительное сходство черт лица, породило массу сплетен о любовной связи между Густавом и Адель.

Картина Климта, пропитана откровенной чувственностью и эротизмом, была совсем не похожа на ранние изображения этого художественного мотива, таких художников, как Джорджоне или Боттичелли.

Вскоре слухи о романе светской дамы Адель Блох-Бауэр и художника Густава Климта быстро разлетелись по всей Вене. В конце концов об этом узнал и ее муж — Фердинанд. Для Густава, любовные связи служили неиссякаемым источником вдохновения. Натурщицы сменяли одна другую, он влюблялся в них, до того момента, пока не заканчивал картину.

фото: Эмилия Флёге, 1909
фото: Эмилия Флёге, 1909

Эмилия переживала очередную влюбленность Климта и начала в этот сложный период много работать. Благодаря давним урокам рисования, она стала успешным дизайнером женской одежды. Вместе со своей сестрой Хеленой, молодые девушки создают салон женской одежды от кутюр. Эмилия быстро освоилась, и благодаря своему изысканному вкусу, стала задавать новые модные тенденции. Платье изображенное на картине «Портрет Адели Блох-Бауэр I», было спроектировано и специально сшито самой Эмилией.

Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907. Масло, холст. 138×138 см (Новая Галлерея, Нью-Йорк, США)
Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907. Масло, холст. 138×138 см (Новая Галлерея, Нью-Йорк, США)

Эмилия продолжала много трудиться, постепенно угасали и ее безответные чувства к художнику. Эмилия и Густав продолжали общаться, не переставая черпать вдохновение в обществе друг в друга. Остается загадкой, Густав черпал вдохновение в дизайнерских платьях Эмилии или же она изображала увиденное на полотнах великого мастера?

В это же время, Фердинанд, муж Адели, решил интригу жены пресечь достаточно неординарным способом. Он заказал уже довольно известному художнику — огромный портрет своей супруги Адель. Рассчитывая на то, что длительное и тесное общение притупит чувства обоих любовников.

Эскизы (фрагменты)
Эскизы (фрагменты)

Сумма вознаграждения была огромной по тем временам и Густав Климт согласился взять заказ. Художник трудился четыре года и за это время он создал около сотни эскизов, в том числе и знаменитую «Золотую Адель». После завершения картины любовные отношения между Густавом и Адель действительно закончились.

Портрет Эмилии Флёге, 1902. Масло, холст. 178×80 см (Вена, Австрия)
Портрет Эмилии Флёге, 1902. Масло, холст. 178×80 см (Вена, Австрия)

Чуть позже, Климт он напишет портрет Эмилии, признаваясь в любви к этой удивительной женщине. Которая оставалась музой на протяжении всей его жизни.

В 1918 году, в возрасте 52 лет Густав Климт скончался, его последней просьбой была прощальная встреча с Эмилией. Уже позже, Эмилия заявляла, что Густав был влюблен только в нее и других любовниц не воспринимала. Несмотря на наличие наследников, сумевших доказать, что Густав Климт был их кровным отцом.

По сообщениям прессы, в 2006 году, картина «Портрет Адели Блох-Бауэр I» была приобретена за колоссальную сумму в 135 млн $ для произведения живописи. Приобрел ее американец Рональд Лаудер для частной галереи в Нью-Йорке. По мотивам любовного треугольника Климта, в 2015 году был снят фильм Женщина в золоте.

Густав Климт искал образы для творчества в женщинах, а вот художник-иллюстратор Грант Хеффнер — наш современник, черпает свой источник вдохновения в долгой дороге с работы домой, познакомиться с его « неоновым » творчеством можно по ссылке.