Найти тему
История мира.

Армия Христа

На идеологический вызов со стороны ереси Церковь обычно отвечала формированием новых духовных орденов. Так было в XII в., когда для борьбы с еретическими движениями создали орден доминиканцев, а позднее и орден францисканцев. Постепенно уже существующие ордены коррумпировались, что приводило к необходимости создания новых.

Ударной силой католической реформации стал орден иезуитов. Он был основан испанским дворянином Игнатием Лойолой (1491 — 1556). В молодости Лойола сражался против французов, был тяжело ранен и искалечен. Оправляясь после ранения в родном замке, он читал религиозную литературу и обратился к вере. Затем последовали паломничества по святым местам, в том числе в Иерусалим, и долгие годы учёбы в Барселоне, Саламанке и Париже. В 1534 г. Игнатий Лойола стал доктором богословия Парижского университета. Будучи студентами в Париже, Лойола с пятью товарищами дали торжественный обет нестяжания, целомудрия и миссионерства на Святой земле. В случае невозможности исполнения последнего обета до 1 января 1538 г. предполагалось отправиться в Рим и предложить свои услуги святому престолу (Папе). Из-за войны с турками Лойола выполнил второй вариант обета. В Риме он заручился поддержкой Папы Павла III и стал служить в церкви Святой Марии Великой (Санта-Мария Маджоре).

Игнатий Лойола вручает папе Павлу III устав ордена иезуитов.
Игнатий Лойола вручает папе Павлу III устав ордена иезуитов.

В 1539 г. Игнатий «со товарищи» решили основать новый монашеский орден — «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu). Павел III одобрил проект устава, включавший обеты послушания, целомудрия, нестяжания и непосредственного подчинения Папе. Устав был утверждён 27 сентября 1540 г. В 1541 г. Лойолу избрали первым генеральным настоятелем (генералом) ордена.

Каким образом этот орден сумел стать эффективным средством борьбы с Реформацией? Иезуиты были централизованной организацией с жёсткой внутренней дисциплиной. Главе ордена помогали четыре генеральных и 11 региональных ассистентов. Местными отделениями руководили провинциалы, вицепровинциалы и настоятели. Приказ вышестоящих чинов ордена обсуждению не подлежал, подчинённый повиновался начальнику «как труп». Безукоризненная дисциплина достигалась особым курсом подготовки кандидатов на вступление в орден. Они должны были пройти четыре стадии обучения. Кандидаты штудировали богословские науки, учились в университете и укрепляли свой дух системой упражнений, выработанных лично Игнатием Лойолой. Образованию иезуиты придавали не меньшее значение, чем их противники кальвинисты. «Общество Иисуса» даже создало целую Систему изучения наук (Ratio studiorum). В дальнейшем орденом было учреждено 24 университета и около 600 коллегий (высших церковных школ для мирян). В XVI и XVII вв. орден иезуитов процветал. Он активно боролся с протестантизмом, занимался образовательной и миссионерской деятельностью. Иезуитские богословы Петер Канизий (1521 — 1597) и Роберто Беллармино (1542 — 1621) прославились как ловкие антипротестантские полемисты. Иезуитские проповедники отправлялись в земли, где победила Реформация, для поддержки оказавшихся в условиях подполья католиков. Во многих странах — Чехии, Польше, Италии иезуитам удалось добиться выдающихся успехов в борьбе за умы. Очень успешна была и миссионерская деятельность иезуитов. Этот орден эффективно использовал возможности, возникшие в эпоху Великих географических открытий. Святой Франциск Ксаверий (1506—1552), сподвижник Лойолы и блестящий оратор, в 1541 г. отправился проповедовать в Индию, откуда проследовал на Цейлон (Шри-Ланку) и в Японию. Католическая церковь считает его самым успешным проповедником после святого Павла, т. к. в результате деятельности святого Франциска в Азии возникли христианские общины, насчитывавшие около миллиона человек. Посланники ордена смогли проникнуть даже в такие недоступные для европейцев районы, как Китай и Тибет. В Канаду иезуиты прибыли вместе с французскими колонистами и сумели завоевать авторитет среди индейских племён.

Находясь на передовой линии борьбы, орден иезуитов быстро приобрёл множество врагов — от учёных протестантских теологов до философов-просветителей XVIII в. к аргументированной критике добавились и различные домыслы. Так, отказ иезуитов от специального орденского облачения трактовался как некий «заговор». Вероломные святые отцы, переодетые в экзотические наряды, снабжённые ядом и кинжалом, стали излюбленными персонажами приключенческих романов. Но всё это, скорее всего, относится к области фантазии.

-2

Иезуитов обвиняли в организации политических убийств, совершённых фанатиками-католиками в XVI—XVII вв., — правителя Нидерландов Вильгельма Оранского в 1584 г. и французского короля Генриха IV в 1610 г. Эти обвинения не доказаны. Являлся ли Бальтазар Жерар, убийца Вильгельма Молчаливого, просто фанатиком или питомцем иезуитов — неизвестно. Убийца «доброго короля Генриха» Франсуа Равальяк, скорее всего, был психически больным человеком.

Гораздо более обоснованными выглядят обвинения в том, что иезуиты стали вдохновителями репрессивной политики в католических странах.

Так же читайте нашу предыдущую статью про партизана получившего звание генерал-майора.

Ставьте лайк,подписывайтесь на канал и мы будем радовать вас новыми статьями.