Мы продолжаем рассказывать об Александре III. Сегодня мы собрали для вас курьезные случаи, забавные моменты и самые настоящие жизненные ситуации, связанные с царем-миротворцем, которые отметили в своих воспоминаниях приближенные Александра III.
***
Известно, что Александр III был прекрасным семьянином, но детей своих он воспитывал в строгости. Исключение составлял лишь его сын Михаил, который слыл озорным мальчиком. Однажды он с отцом прогуливался по саду и постоянно лез к воде, которой из шланга поливал цветы садовник. Александр III не выдержал и окатил из этого шланга Мишу как следует. А вскоре Михаил выбрал удачный случай, когда отец работал в своем кабинете с бумагами, забрался на этаж выше и выплеснул на императора Всероссийского целый рукомойник воды, когда тот высунулся из окна с сигарой.
***
Как-то в Бресте состоялась встреча императора Александра III с внуком германского кайзера Вильгельмом. Царь встречал Вильгельма-младшего на перроне вместе с почетным караулом. Когда церемонии были окончены, император обернулся к казаку, который держал шинель царя, и громко закричал: "Дай шинель!". Тогда Вильгельм, немного понимавший по-русски, сейчас же побежал к казаку, принес шинель и надел ее на плечи ошеломленному императору Александру.
***
Витте вспоминал: "Когда мне приходилось сопровождать поезд императора, ... то постоянно мне приходилось видеть, что ... камердинер Котов постоянно штопал штаны (императора), потому что они у него рвались. Как-то раз, проходя мимо и видя, что он все штопает штаны, говорю ему:
- Скажите, пожалуйста, что вы все штопаете штаны? Неужели вы не можете взять с собою несколько пар панталон, чтобы в случае, если окажется в штанах дырка, дать государю новые штаны?
А он говорит:
- Попробуйте-ка дать, как раз он и наденет. Если он наденет какие-нибудь штаны или сюртук, то кончено: пока весь по всем швам не разорвется, он ни за что не скинет.
***
Известно, что в годы правления Александра III у нас чуть было не случилась война с Англией из-за пограничного конфликта с афганцами, которые напали на наш отряд. Командир военного округа телеграфировал государю, испрашивая инструкций. "Выгнать и проучить, как следует" - таков был лаконичный ответ из Гатчины, что и было исполнено. Британский посол получил предписание выразить в Петербурге резкий протест и потребовать извинений.
- Мы этого не сделаем, — сказал император Александр III и приказал наградить начальника пограничного отряда орденом Св. Георгия 3 степени.— Я не допущу ничьего посягательства на нашу территорию, — заявил государь.
Новая угрожающая нота пришла из Англии. В ответ на нее царь отдал приказ о мобилизации Балтийского флота. Прошло две недели, Лондон примолк, а затем предложил образовать комиссию для рассмотрения русско-афганского инцидента.
***
Как-то раз император принимал у себя австрийского посла. На обеде в Зимнем дворце, сидя за столом напротив царя, посол начал обсуждать докучливый балканский вопрос. Царь делал вид, что не замечает его раздраженного тона. Посол разгорячился и даже намекнул на возможность, что Австрия мобилизует два или три корпуса. Не изменяя своего полунасмешливого выражения, император Александр III взял вилку, согнул ее петлей и бросил по направлению к прибору австрийского дипломата:
- Вот, что я сделаю с вашими двумя или тремя мобилизованными корпусами, — спокойно сказал царь.
***
Императору Александру III приписывают слова: "Европа подождет, пока русский царь удит рыбу". Однако существует другая, более реалистичная редакция этой фразы.
Царь очень любил рыбачить. И вот, в один из таких моментов умиротворения и блаженного покоя к императору прибежал один из приближенных и сообщил, что посол некой европейской державы просит аудиенции, на что царь ответил:
- Клюет! Клюет у меня! Пусть Европа подождет! Завтра приму!
***
Однажды он проходил по Гатчинскому дворцу и, взглянув в окно, в которое видна была станция Балтийской железной дороги, сказал сопровождавшему его лицу: "Сколько лет живу в Гатчине, а в первый раз вижу, что станция - между дворцом и военным полем и отчасти закрывает его". Случилось так, что через несколько дней государь опять проходил по тем же залам и так же с кем-то из лиц свиты. Взглянув в окно, государь протер глаза и спросил своего спутника: "Послушайте, со мной творится что-то странное. Я не вижу станции". На это спутник ответил, что станцию на днях перенесли в сторону так, чтобы она не закрывала военного поля. Государь удивился: "Да зачем же это сделали?!". "Ваше Величество, я слышал, что вы изволили повелеть перенести станцию, так как она закрывала вид на военное поле". Государь с неудовольствием сказал: "Что ни скажешь, из всего сделают высочайшее повеление!".
***
В письме одному из приближенных император негодовал: "Сегодня я получил ... каталог картинам Верещагина. Читая каталог картинам Верещагина, а в особенности, тексты к ним, я не могу скрыть, что было противно читать всегдашние его тенденциозности, противные национальному самолюбию, и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек! Жаль, что это будут единственные картины в воспоминание славной войны 1877—78 гг., и это все, что мы оставим нашему потомству".
***
Рассказывают также и такой случай. Однажды некий солдат Орешкин напился в кабаке и начал буянить. Его пытались урезонить, указывая на висевший в кабаке портрет императора, но солдат в ответ заявил: "А плевал я на вашего государя императора!". Его арестовали и завели было дело об оскорблении царствующей особы, но Александр III, познакомившись c делом, остановил ретивых чиновников, а на папке начертал: "Дело прекратить, Орешкина освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать, передать Орешкину, что я на него тоже плевал".
Вот таким человеком остался Александр III в памяти своих приближенных и современников. Может быть, что-то в этих рассказах и преувеличено, но все же поверим рассказчикам на слово и воспримем их воспоминания за правду.