Найти тему
TravelManiac

Вожатый в "Артеке". Работа или отдых?

Вот действительно, каково это, быть вожатым в лагере?
По всем признакам - чистый кайф. Тусишь на море, купаешься, загораешь, тебя кормят, еще и денег платят. Ну да, за детишками нужно присматривать, но это уже дело такое, что там сложного. Попробовал разобраться с этим, проведя один день с вожатыми одного из отрядов в "Артеке".

Скажу сразу, все не так тусово, как кажется, и быть вожатым - это все-таки работа. Место отдыху есть, но очень и очень немного. Но при этом вожатые кайфуют от того, чем они занимаются, и скучают по "Артеку", уезжая из него по окончании контракта или возвращаясь с практики.
Так что, получается, что и отдых тоже...

Рабочий день вожатого в "Артеке" начинается задолго до подъема детей. Это им вставать в 7.30, а вожатые встают в 6.00-6.30, чтобы успеть умыться, привести себя в порядок, а затем собраться в 7.10 на утреннем инструктаже, который проводит либо директор лагеря, либо старший вожатый. Инструктаж проходит каждый день и присутствие на нем обязательно. Здесь доносят все вводные на начинающийся день, обсуждаются активности, вносятся корректировки в программу каждого отряда или всего лагеря в целом. Например, отменить ли пляж, если падает температура воды или воздуха. На инструктаже также обязательно присутствует представитель медслужбы.

-2

Каждое утро вожатый должен заполнить индивидуальный план, перенося в него активности для вверенного отряда из общего расписания. К примеру, вот план на 2 сентября нашего 18 отряда лагеря "Лазурный". День расписывается полностью и на протяжении всего времени вожатые должны в обязательном порядке сопровождать детей, находиться рядом и контролировать их. Единственное исключение - уроки в школе. На них вожатые только сопровождают детей, а на самих уроках не присутствуют, приезжая на автобусе ко времени окончания занятий, чтобы забрать отряд в лагерь.

-3

После инструктажа направляемся в жилой корпус будить наш 18-й отряд и знакомиться с детьми.

-4

Мне досталась группа возрастом 10-12 лет, только-только заехавшая на смену. Дети успели лишь немного пообщаться друг с другом и только-только познакомились с традициями лагеря. До этого никто из них не был раньше в "Артеке", так что все происходящее здесь для них в новинку. Многие уже успели сами проснуться и умыться, не дожидаясь команды вожатых.

Кстати в каждом отряде трое вожатых. Они чередуются так, чтобы двое всегда находились с детьми, а третий имел возможность отдохнуть, заняться самообразованием или личными делами, сходить в поселок или отдохнуть после ночного дежурства на жилом этаже. Ночные дежурства - не пустая формальность. Здесь как в армии - ночной дежурный не спит, находясь на посту и контролируя все, что происходит в жилой зоне.

-5

Зарядка у каждого лагеря проходит на своей площадке, где все отряды собираются вместе и инструктор по физической культуре проводит зарядку

-6

После зарядки сразу завтрак. Дети не идут в жилые корпуса переодеваться, а прямо в спортивной форме направляются в столовую. Как и на зарядку, в сопровождении вожатого.

-7

Думаете, после завтрака все идут валяться в комнаты? Как бы не так. Полчаса, чтобы сходить в жилой корпус, взять купальные принадлежности и отправиться на пляж... Каждый отряд купается в собственном секторе, отделенном от соседнего буйками.

-8

На пляже обязательно присутствуют спасатели, без команды вожатого дети в воду не заходят. Отряд не купается весь сразу, вожатые делят его на группы, которые купаются по очереди. Загорать в мокрых плавках детям не разрешают, сразу после купания отправляют в раздевалку переодеться в сухое. Все-таки, на календаре уже 2-е сентября и хоть температура воды 22 градуса, уже легко можно простудиться.

-9

После купания возвращаемся в жилой корпус, дети быстро переодеваются, и мы сразу же едем на тематические занятия. Сначала в новый веревочный парк...

-10

А затем на тематическое занятия в студии детского творчества. Для моего отряда это было вводное занятие, где преподаватели знакомились с детьми, рассказывали им, чем те будут заниматься на протяжении смены, и провели небольшой тест на групповое взаимодействие.

-11

Во время теста, кстати, очень интересно было наблюдать за детьми. Его суть сводилась к тому, что отряд разбили на 4 группы по 5 человек и каждой дали 5 листов бумаги. Заданием было за 5 минут построить самую высокую башню. Задание вроде бы простое, но одновременно и сложное. Каждая команда начала решать его по-разному. В одной сразу выделился лидер, который стал раздавать команды-варианты строительства.

В другой каждый наперебой предлагал свои варианты, в третьей каждый пытался что-то строить сам. Затем одни догадались сложить листы в параллелепипед и, перекладывая их плоским листом, поставить параллелепипеды друг на друга. Другие, увидев, бросили свои попытки и начали делать тоже самое. Третьи же, не стали копировать, а упорно строили по-своему

-12

Наконец, у двух команд получились башни, построенные по одному принципу (см. выше), которые тут же рассыпались, когда детям дали команду отойти от столов. У третьей башня была построена чуть иначе, из сильно скрученных листов, засунутых друг в друга, но из-за большой высоты и сложного центра тяжести, она тоже почти сразу рухнула.

В итоге победила башня, очень низкая изначально, у команды, которая не пыталась кого-то копировать, но в ней и не было явного лидера. Каждый в ней тянул одеяло на себя, как результат - что-то несуразное из смятых листов, но ... единственная, устоявшая башня.

-13

В конце получасового занятия подведение итогов. Каждый ребенок должен высказать свое мнение и поставить цели, которых он хочет добиться на занятии по детскому творчеству к концу смены. Таким образом детей учат не стесняться друг друга, уметь формулировать и выражать мысли, ставить конкретные цели и знать о целях других, побуждая быть не хуже

-14

Во время, между занятий и на различных внеклассных мероприятиях вожатый постоянно должен быть в контакте со своими воспитанниками, знать их проблемы, возможные сложности, как в характере, так и физические/по здоровью. Кроме того, проводить воспитательные и профилактические беседы, чтобы не было несчастных случаев и каких-то проблем во время нахождения ребенка в "Артеке".

За инструктажи дети расписываются. Кстати, чуть ли не впервые в жизни, что для многих - целое дело! Видели бы вы, как они аккуратно выводят свои детские подписи)

-15

Час-другой и за занятиями наступает время обеда. Снова в столовую, снова строем и снова вместе с вожатыми.

-16

После обеда наконец есть немного свободного времени, когда могут отдохнуть все - дети и вожатые. Если в этот день нет занятий в школе во вторую смену, после обеда наступает так называемый "абсолют" - время абсолютной тишины, когда в жилом корпусе и комнатах не играют, не бегают, не кричат, не смеются. Спать никто не заставляет, но шуметь строго запрещено, т.к. другие могут отдыхать.

В жилой зоне во время аболюта или просто послеобеденного отдыха всегда находится дежурный вожатый. Дежурят по графику от разных отрядов. В итоге у каждого вожатого получается  дежурство примерно каждые 2 недели

-17

У нашего отряда в этот день после обеда была школа, поэтому вместо абсолюта - свободный час. Кому-то полежать перед школой, кому-то собрать все нужное, кому-то пообщаться и ближе познакомиться со сверстниками. Затем погрузка в автобус и дорога в школу. Школа находится в стороне от жилых корпусов, поэтому детей в нее привозят из каждого лагеря на автобусах

-18

Вот он, артековский Хогвартс. О нем и методах обучения в этой необычной школе сделаю чуть позже отдельный репортаж

-19

Пока дети в школе, у вожатых наконец появляется свободное время. Отправляемся проводить его так, как проводит большинство из них - отдыхая в своем мини-кампусе. Все вожатые живут в большом корпусе, который так и называется "Вожатый".

-20

С крыльца корпуса открывается просто шикарный вид на Аю-Даг. Вид, которому может позавидовать любой отдыхающий в Крыму.

-21

Спортивная площадка корпуса "Вожатый". Ниже виднеется артековский стадион.

-22

Коридор жилого этажа. Все здесь красиво, аккуратно и очень душевно

-23

Вожатые живут в комнатах по 3 или 4 человека. Некоторые 3 месяца, некоторые от года и больше. Все зависит, в каком статусе вожатый в "Артеке". Есть постоянный контингент, работающий по контракту (подписывается сроком на год после прохождения специальных обучающих курсов здесь же), есть сменные - студенты ВУЗов, проходящие педагогическую практику.

-24

В каждом жилом блоке помимо жилой комнаты есть небольшая кухня и свой санузел.

-25

На верхнем этаже корпуса у вожатых свой спортзал, довольно прилично оборудованный

-26
-27

Отдельное помещение для стирки одежды

-28

На каждом этаже стоят автоматы со снеками и напитками. Цены - адекватные, без адских наценок

-29

После школы вожатые приезжают за детьми в школу, ведут их на ужин, а затем вечерняя программа. Бывают развлечения, но часто подготовка различных конкурсов или мероприятий, в которых участвует тот или иной отряд. В день, когда я дежурил вожатым, наш отряд как раз готовил сценку для конкурса. Задача вожатого не рассказать детям, что и как нужно сделать, а дать им возможность высказать свои идеи, отстоять их и сообща принять решение, как и что будут делать в итоге.

Тоже интересно было понаблюдать за детьми в такой нестандартной для их возраста ситуации. Но так как путевки в "Артек" выделяются в качестве поощрения за достижения в учебе, творчестве, спорте и общественной деятельности, с креативными идеями у них все в порядке

-30

Конечно же, какой "Артек" без костра и посиделок около него. У каждого лагеря есть свои костровые площади, где вечерами при хорошей погоде и выполненном плане на день отряды собираются в круг и обсуждают прожитый день, впечатления и все, о чем хочется поговорить в этот момент.

-31

Ну а потом ... потом отбой, в 22.30. Детей разводят по своим комнатам и оставляют под контроль дежурного вожатого. Остальные вожатые уходят заполнять отчет о дне, а затем, перед сном, еще раз собираются на итоговую планерку.

Так что уйти спать у вожатого получается только за полночь. Чтобы утром снова встать в 6.00-6.30 и отправиться на утреннюю планерку перед подъемом у детей...

-32