Maxell XLII Epitaxial или "Золотой Макселл" – легендарная кассета. В ней собралось воедино все, что мы любим: прекрасный яркий, но не кичливый дизайн, отличная лента и статус легенды.
С другой стороны есть кассеты и покруче и лучше звучащие, но ни у какой другой кассеты такого статуса "самой желанной" коллекционерами и любителями кассет нет. Почему так сложилось? И заслужено ли этот Макселл носит корону?
Немного истории
XLII заняла место своей предшественницы UD – бестселлера 70-х и UD-XLII – начала 80-х, хороших добротных кассет с идеальным сочетанием цена/качество. Рецепт XLII был довольно прост: в своей линейке хромовых кассет она была заметно качественней базовой UDS-II и не такой дорогой как XLII-S.
Хромовая пленка являлась оптимальным вариантом, так как не была такой шумной как феррум, и при этом была более дешевой, более универсальной и всеядной чем кассеты Metal, подходила ко всем декам, как старым, так и новым.
XLII 1985 года оказалась лучше предшественников во всех отношениях и немедленно стала бестселлером. Ее отличные характеристики и очень универсальная лента, подходит практически для любого музыкального материала.
Кассеты с этой лентой выпускались вплоть до 1988 года, когда ее сменила новая XLII в корпусе с большим овальным окном во всю кассету. Следующие обновления XLII были в 1991, 1992, 1994 и 1996 годах. Последние две версии уже не представляют интереса так как они оснащались удешевленными непрочными корпусами, недорогой тонкой лентой. Их можно определить по знаменитому "сидящему мужику" на упаковке. По большому счету они являются лишь жалкой тенью своих предшественниц не имея с ними ничего общего.
Все это очень здорово, но я решил узнать, какая же из XLII лучше звучит? Для теста у меня есть 3 самых интересных модели XLII: 1985, 1988, 1992 годов. Все кассеты New Old Stock, были запечатанными до момента тестирования.
Еще для сравнения я взял две модели 1985 года: младшую UDS-II и старшую XLII-S, они нужны чтобы понять насколько XLII лучше младшей и хуже старшей модели.
О процессе тестирования
Все кассеты калибровались в оптимальном режиме Peak Bias.
Я поочередно записывал один и тот же материал (файлы высокого разрешения и SACD-рипы) на все кассеты и сравнивал их "на слух", без всяких приборов и точных данных, полагаясь только на свои субъективные ощущения.
В качестве источника использовалось аудиофильское приложение Audirvana+, запущенное на ноутбуке Apple Macbook Pro Retina 15". Звук подавался через USB выход на встроенный ЦАП предусилителя Parasound P5 и из линейного выхода подавался на деку Pioneer CT-A9D.
Для прослушивания помимо колонок использовались наушники AKG K271 MkII, которые часто называют швейцарским ножом для звука.
Уровень записи для всех кассет выставлялся в пределах +3дБ.
Результаты тестирования
Корпуса всех кассет линейки 1985 года одинакового качества, отличаются только цветом и наклейками. Все ленты хорошо калибруются в автоматическом режиме, лишь UDS-II калибровалась на пару секунд дольше. Все хорошо держат уровень записи, он не растет и не падает относительно источника.
UDS-II 1985
При прямом сравнении сразу заметно, что эта кассета гораздо более дешевая. Хоть корпус и старается изо всех сил выглядеть дорого, но глянцевое золото наклеек проигрывает рядом с матированными наклейками старших моделей. У ленты средняя потеря разрешения. Хоть и способность держать высокие частоты заметно лучше пленок феррум, но UDS-II очень звонкая, упрощает весь спектр частот. Они звучат грубее источника и в целом менее достоверно.
XLII
1985
В целом у ленты очень приятное и тембрально нейтральное звучание, но записи слегка не хватает микродеталей на верхах, весь спектр ощущается немного более размытым при сравнении с источником. Легкая потеря разрешения, запись звучит едва светлее.
1988
Не самый красивый (если не сказать, что самый некрасивый) корпус. Зато его качество крайне высокое, берешь в руки и понимаешь – Вещь! Когда вставляешь кассету в деку очень здорово смотрятся катушки с черными вставками.
Сразу бросается в глаза возросшая по сравнению с предшественницей прозрачность. У записи гораздо больше воздуха, высокое разрешение сохраняется идеально, динамика очень высокая. Общий характер звучания заметно светлее источника и заметно светлее кассеты 1985 года. Субъективно в этой ленте больше того самого "CD-quality". Мне эта кассета нравится больше остальных XLII тем, что у нее свой ярко выраженный характер.
1992
Корпус кассеты светло-серый с узкой амбразурой окна. Пластик самый дешевый из всей тройки. Подкассетник слегка затемненный, слимовый, с закругленными краями. По звучанию эта кассета уже очень близка к XLII-S 1985. Очень достоверная, разница с источником крайне мала и проявляется лишь в легкой осветленности звучания.
XLII-S 1985
Хоть кассета снаружи почти не отличается от XLII, звучит она заметно лучше. Запись гораздо более достоверная, при сравнении с источником разницу едва можно уловить. Она выражается в легкой потере разрешения, но, повторюсь, это заметно только "под микроскопом". Тонально же у ленты полная достоверность, она совершенно не окрашивает звук, и прекрасно сохраняет исходную динамику. Придраться действительно почти не к чему.
К чему я пришел
Что касается качества звучания кассет XLII, то можно считать его эталонным в своем классе без всяких сомнений. "Золотой" Макселл обеспечивает достоверное и довольно точное копирование материала, но ему совсем немного не хватает открытости, которая есть у моделей 1988 и 1992 года. Объективно кассета 1992 года лучшая из XLII по качеству ленты из-за своей максимальной достоверности, но субъективно я больше оценил модель 1988 года за ее легкий и воздушный почерк.
Все кассеты очень и очень достойные, выбирать для записи можно любую учитывая их особенности. Но только тот самый золотой Макселл 1985 года остается одной из самых узнаваемых, ярких и качественных кассет по сумме факторов, символом той самой золотой эры. А потому и самой желанной кассетой этой марки.