Накануне в Агентстве городского развития мэр Елена Авдеева объявила о начале разработки концепции, которая должна стать основой для совершенствования облика и инфраструктуры исторической части города. СамолётЪ попытался понять, почему именно сейчас назрела необходимость в таком проекте…
Вчера было рано…
То, о чём говорили вчера эксперты, собравшиеся в АГР, волнует редактора Самолёта уже довольно давно. Проблему эту условно можно обозначить, как «заброшенность» исторического Череповца. Когда заместитель директора городского агентства Оксана Лукьяненкова говорит о том, что «историческая часть - зона притяжения горожан и туристов», она сознательно или невольно лукавит. Возможно, для туристов это и «зона притяжения», просто потому, что городу больше нечего показать. Но есть большое сомнение, что местное население (особенно молодёжь) в старой части города притягивает что-то, кроме небольшой части Советского проспекта.
Полгода назад о том, что Череповец на самом деле потерял свой городской центр, в какой-то степени свой культурный стержень, своё «сердце», мы говорили с заместителем мэра города Михаилом Ананьиным.
Помнится, я спрашивал тогда Михаила Анатольевича о том, почему Череповец идёт «попперёк» давней общеевропейской тенденции, когда главная культурная и экономическая (туристическая, в том числе) жизнь европейский городов сосредотачивается в «старом городе»? Там всегда лучшие магазины, кафе и рестораны, там расположены культурные центры, вузы, там, как правило, самое дорогое и престижное жильё. В Череповце же стоимость жилья в «старом» фонде существенно уступает в цене зашекснинским новостройкам, куда стремятся переехать молодые семьи. И вообще судя по транспортным потокам и перемещениям горожан – именно Зашекснинский район становится центром досуга горожан, которые едут торгово-развлекательные центры, гипермаркеты, Ледовый дворец и аквапарк… А площадь и улица Металлургов, улица Ленина, начиная с перекрёстка с улицей Сталеваров и т.д. – тем временем хиреют: ветшают здания, закрываются магазины, меняется даже облик прохожих – они явно становятся старше и печальнее…
Заместитель мэра признался тогда, что у него тоже не получается разгадать этот парадокс:- Мне кажется, город должен быть разным и каждому человеку должно быть уютно где-то в выбранном им самим месте. Я живу в Заречье, для меня этот район – образец комфорта. Мне кажется, принципиальное отличие Зашекснинского района в том, чтотам сосредоточено абсолютно новое жилье. Дома, дома, дома… Причём, жильё не очень качественное. Есть вопросы к качеству материалов, строительства, мы видим споры, жалобы жильцов. Меня принципиально удручает ещё один момент – там очень плотная застройка, отсутствуют внутриквартальные зеленые зоны, чем не обделен, допустим, Зареченский, Индустриальный районы. Они в плане общегородских территорий более гармоничны и комфортны. Что касается центра города, то мне кажется, что сейчас центр города не то что смещён, он вообще не определён. Для молодежи он - в Зашекснинском районе, для какой-то части жителей он в районе Индустриальном, на Воскресенском проспекте. У нас даже Набережная пока не оформлена и не сформировалась как место досуга и отдыха. Такие районы, как Фанера и Заречье, существуют как бы сами по себе, со своей инфраструктурой, но внутри их территорий очень комфортно, можно жить, никуда не выходя и не выезжая.Там очень много зелени, дома средней этажности не загораживают друг друга, на каждый микрорайон - два садика, одна школа. «Железобетонный» баланс, заложенный ещё в советское время. И современная жизнь не опровергает, а лишь подтверждает правильность этой «арифметики».
- Всё-таки, что вы скажете об Индустриальном районе?
- Для меня именно он остаётся центром города. Мне сейчас комфортней всего в районе Соборной горки, Воскресенского проспекта. Что касается площади Металлургов, парка Ленинского комсомола – это места очень удобные для«променада». Но сама площадь – «голая», вся на солнцепеке. И всё, что там не поставишь «развеселое», попадает в диссонанс с общей планировкой. Там каменный Ленин, монументальные здания. Всё остальное на этом фоне кажется, не встраивается, выглядит каким-то «шанхаем». Улица Ленина - замечательная, но ей нужен другой формат. На этапе становления малого и среднего бизнеса там были востребованы помещения небольшой площади, исторически сложилось, что они использовались под торговлю, общепита ведь на Ленина практически нет. Но формат торговли изменился…
-А если пробовать стимулировать бизнес к возвращению?
- Тут надо смотреть и думать. Прямого регулирования у нас быть не может. Все собственники идут по простому пути: сдать в аренду, чем дороже, тем лучше. Ко мне уже обращались предпринимателиза помощью: помещение им подходит, но собственником по аренде договориться не могут – запрашиваются сумасшедшие для Череповца суммы.
- Тем не менее, появляются очаги нового и интересного бизнеса, идеально подходящего для старых районов. Например, такой формат магазина у дома, как «Красное и белое»…
- Да, это винный маркет. Это то, что обязательно должно быть. Но вопрос масштабирования такого опыта нахрапом не решить. Во-первых, для этого должна возникнуть экономическая ситуация, свой потребитель. На улице Ленина он пока не вполне себя проявил. Второй сдерживающий момент: здесь мог бы появляться и общепит, и интересные магазины, но практически все помещения - встроены в жилые дома. Только вчера проводили совещание по дому на Советском проспекте, в котором расположен «Бургер-кинг» – он чуть ближе расположен к жилому массиву, и сразу возникает абсолютно конфликтная ситуация с жильцами. Я понимаю, им не нравится, когда мусор выносят, машины разгружаются, ходятклиенты этого заведения. Представьте, если всё это будет в жилом массиве на Ленина? Хотя там можно делать хорошие, качественные, уютные рестораны. Их может быть много - пусть небольших, но разных. И улица позволяет этот разный формат соблюдать. Я пробовал переубеждать собственников быть более лояльными по арендной ставке. Пока не получилось. Но уверен, что диалектически они придут к новому формату, который будут вынуждены принять.
- А Советский проспект?
- Он живее, дома обособленные, для бизнеса более понятные. Хотя опять же – меня радует, что сфера услуг, не смотря на критическое время, развивается. На определенный достойный уровень выходят микрообъекты. Свою нишу находятже химчистки – возникает целый комплекс услуг, дополнительный сервис. Могут, думаю, появиться прачечные, хотя такой опыт уже был и не развился. Бизнес должен понимать, что главное – уникальность услуги или продукта. Люди уже научились выбирать. Я вижу перспективу. Вижу рост общепита. По деньгам – розничная торговля снизилась, а сфера услуг осталась на том же уровне, что очень хорошо на падающем рынке. Это очень радует. Но я не устаю говорить бизнесу: давайте, вы тоже меняйтесь. И советую: будьте открытыми. Откройте витрины, покажите товар. Есть решения недорогие. Недавно был во Пскове. Там магазинчики, кафе - налево-направо, всё открыто, товар демонстрируется, торгуют, всё подсвечено до ночи, ни тебе жалюзи, ни решеток. Всё красиво, с выдумкой, неординарно…И думаю, с Еленой Осиповной Авдеевой мы все эти проблемы старого города решим. Надо только думать. И обязательно должен появиться новый класс собственников, настроенных не то, чтобы что-то сорвать здесь и сейчас, а прийти и закрепиться надолго.
Завтра будет поздно?
Это было полгода назад, а сейчас та самая Елена Осиповна объявляет старт проекта «Сердце города», в котором эксперты из сферы социологии, культуры, бизнеса, архитектуры и дизайна, образования объединяются в целевые рабочие группы, которые должны воспринять и сгенерировать идеи, способные дать вторую, яркую жизнь «историческому» Череповцу.
Причём Авдеева торопит экспертов – уже летом должна быть готова концепция, которую можно будет обсчитать и совместить с городским бюджетом.
Отчего так? Мне кажется, тому есть несколько причин. Самую простую и материальную вчера назвала сама мэр – прямо сейчас и в ближайшие два года Череповец имеет возможность использовать федеральные средства и софинансирование из области по госпрограммам, полученным благодаря территории опережающего развития и сопутствующим проектам – комфортной городской среды (для моногородов), туристического кластера и т.д. Это практически «ленинская» ситуация октября 1917 года – «вчера было рано, завтра будет поздно».
Вторая – ощутимая угроза дезинтеграции города, расслоения населения. Линии этого разлома могут пройти как раз по границам городских районов, находящихся в разном ритме развития. Общественному пространству категорически нужны новые объединительные проекты. И «Сердце города» - один из них.
Правда, уже сейчас, забегая вперёд, можно сказать, что реализовать проект именно в идеологии согласования общественных инициатив, а не административной кампании, будет очень непросто.
К примеру, как об этом уже писал СамолётЪ, в Череповце уже возникли проблемы, связанные с разными подходами власти и бизнеса к проблеме рекламного оформления зданий в старой части города.
Поэтому в проекте и создаётся отдельная группа, в которую войдут представители предпринимательского сообщества, чтобы выработать свои предложения по благоустройству, малым архитектурным формам, наружному оформлению витрин, иллюминации.
«Это правильное решение, - отметил руководитель городского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Игорь Истомин. – Собственниками 75% зданий на том же Советском проспекте являются предприниматели, поэтому без них решать то, как они должны выглядеть, было бы неправильно».
Кстати, как заметил на встрече в АГР главный архитектор Череповца Александр Авсейков, он давно ждал появления проекта, подобного «Сердцу города»:
«Замечательно, что такой проект появился. Я со своей стороны буду стараться, чтобы, по крайней мере, чиновники нашего управления не отвергали с порога идеи, которые будут предлагаться. Общественные пространства города должны быть многомерны, работать «в разные стороны», учитывать интересы разных категорий горожан. И в этом смысле бизнес должен идти впереди, а мы – за ним следом», - заявил Авсейков...