Как-то так получилось, что в XIX веке под влиянием модернизации в мусульманских странах стали рождаться новые реформистские течения, кои доселе трудно было и представить. Так, на Аравийском полуострове занял лидирующие позиции ваххабизм — вроде бы движение за очищение ислама, на деле строящее абсолютно новый исламский протестантизм (впрочем, Абд эль Ваххаб скончался в 1793, так что движение зародилось еще в XVIII веке). В Иране появился яркий предвестник всех религий Нью Эйдж — бахаизм, одновременно напоминающий все авраамические и индийские религии вместе. Основатели — Баба и Бахаулла — словно Иоанн-Креститель с Иисусом, причем оба — пришедшие вдругорядь Спасители, всё это густо замешано на персидской поэзии и откликах ишракизма. А современные последователи больше всего напоминают притесняемых ныне в нашей империйке иеговистов. Впрочем, можно написать отдельно о Бахаи.
В будущем Пакистане (казалось бы — край мира, край Британской Империи, как там вообще что-то происходить может, кроме бесконечных стычек англичан с пуштунами?) будущий Обновитель Ислама по имени Мирза Гулям Ахмад получил божественное откровение и снискал сторонников. С 1889 года секта ахмадитов пережила правление пяти халифов (местоблюстителей), раскол (как же без него), в 10-30-х годах — экспансию в Африку и Индонезию, в 50-60-х — в Европу, а с 70-х — жестокие притеснения у себя на родине и в ряде других стран.
Чем Ахмадийя раздражает остальной исламский мир? Стороннему наблюдателю покажется — мелочью. Но не тому, кто имеет хоть какое-то отношение к исламу. Во-первых, ахмадиты считают основателя своей секты тем самым пророком, который должен вернуться на Землю перед Концом Света. Много кто из пророков так или иначе обязан вернуться, исходя из народных эсхатологических сказаний, но Мирза Гулам объединил в себе черты всех из них — во-первых, его имя — Ахмад — имеет один корень и созвучно с именем пророка Мухаммада. Во-вторых, он в своих проповедях приводил предсказания о возвращении Христа. Поскольку Мирза Гулам был человек по-университетски образованный, он сыпал цитатами из хадисов наравне с Апокалипсисом от Иоанна. В-третьих, последователи называют его Махди — то есть вернувшийся Скрытый Имам шиитов.
Чем это всё плохо? Тем, что пророк Мухаммад твёрдо заказал поклоняться пророкам после него, ибо он — Печать Пророков, а последующие учителя суть фальшивые. Нет, новые пророки в среде южноазиатских мусульман появлялись и ранее, но это было давно. А вот ахмадиты борются за место под солнцем сейчас.
Один из пяти столпов ислама — хадж в Мекку. Но даже самые воинственно настроенные богословы говорят — бедняку в хадж не надо, путешествие не должно быть финансово неподъемным. Ахмадиты творчески подходят к вопросу и строят в местечке Кадиана (отсюда их второе название — кадианцы). «Белый Минарет» — мол, Мекка далеко, мы тут себе лучше башенку поставим — и все смогут совершить хадж! Мда, это заявка на то, чтобы нарваться.
Кроме того, в 70-х сказался общий вектор движения Пакистана — попытка построения секулярного развитого общества провалена, правят бал военная хунта, наркокартели, религиозные экстремисты. А тут Ахмадийя — утверждающая, что является оплотом ислама, запускающая первое международное мусульманское радио, к тому же сеющая веру в прогресс и науку, подобно средневековым мусульманским философам. Бельмо на глазу. Ахмадиты объявляются врагами рода людского, следует череда жестоких погромов, кульминацией является поправка к Конституции, законодательно закрепляющая: «Ахмадийя — не мусульмане!».
Такой вот у Пакистана внутренний враг — вольнодумцы. От полного уничтожения на родине секту спасли сплоченность членов и то, что многие из них, будучи интеллектуальной элитой, занимали позиции в правительстве и армии. А еще то, что пакистанцам относительно легко можно получить вид на жительство в Британии. Ахмадийя сейчас стремительно растет, приобретает приверженцев во всех странах мира, при этом гонима в Пакистане, Бангладеш, Индонезии — там они на родной земле, там они опасны для властей. Самая большая мечеть Лондона, Байт-уль-Футух, построена ахмадитами. На постсоветском пространстве, в частности, в Казахстане, они тоже имеют некоторое влияние. Такая вот история.
Пакистан очень гордится своим гражданином, первым мусульманином, получившим Нобелевскую премию. Речь идет о физике Абдус Саламе. В разное время он был советником президента по науке, руководил постройкой ядерного реактора, а в 1974 году уехал, чтобы более никогда не возвращаться. Он был ахмадитом.
Автор: Глеб Стукалин
Если вам понравился мой канал — подписывайтесь и лайкайте!
Если вы хотите что-нибудь спросить/предложить — пишите на почту glebstukalin@yandex.ru