Найти тему
Московские истории

Как москвичи стали гондольерами и почему по улицам текла сладкая вода

Зря мы жалуемся на вечные потопы после дождей и отсутствие ливнёвки, это просто поддержание доброй традиции - к потопам москвичам не привыкать.

Одно из самых сильных наводнений случилось в городе на Страстной неделе, в апреле 1908 года. Причем случилось как-то вдруг — казалось бы, ничто не предвещало. Да, была затянувшаяся снежная зима, а потом резкое потепление, но это ж не повод Москве-реке подняться за сутки на 9 метров.

«К 9 час. веч. центр города — вся площадь между Москвой и Водоотводным каналом представляла оригинальную картину, полную удивительной красоты. Начиная от дома Протопопова, у Каменного моста уже не было возможности проехать ни на Неглинный проезд, ни вдоль кремлевской стены, ни по Москворецкой набережной, так как все это было залито водой. Небольшой сухой оазис был лишь у въезда с Балчуга на Москворецкий мост», - писала газета «Русское слово».

Улица Балчуг
Улица Балчуг

Болотный остров, он же остров Балчуг грозил разделить судьбу ушедшей под воду Атлантиды - «Болото» превратилось в море. Отважные городовые кидались наперерез пытавшимся, как Христос, идти по воде горожанам и за шкирку вытаскивали их из бурлящего потока, несущего бревна, поваленные деревья и даже части домов, на безопасное место. Устьинский проезд вел прямо в большое озеро, по Садовнической, Раушской, Кадашевской набережным передвигаться можно было только вплавь, настоящей Венецией называли Дорогомилово. До Брянского (Киевского) вокзала, отрезанного от всего города, можно было добраться только на лодке.

Раушская набережная
Раушская набережная

Павелецкий вокзал держался до 6 вечера 12 апреля, дальше стали отменять поезда. Последний поезд удалось отправить с трудом: колеса «не брали» рельсов». Пришлось сдать назад, и выходить со станции с разбегу, рассекая, подобно кораблю, воду.

Ночевали на крышах и чердаках. 13-го стали потихоньку подсчитывать убытки. Один только сахарный завод Гепнера пострадал на 7 миллионов рублей: огромные запасы сахара растворились в Москва-реке. Необычной вода была не только по вкусу, но и цветом — ярко-желтой. Это влилась в поток желтая краска со складов химического завода. Когда вода схлынула, нижняя часть зданий на Берсеневской набережной оказалось окрашенной в ровный цыплячий цвет.

Улица Большая Полянка
Улица Большая Полянка

Вода стояла пять дней — с 10 по 14 апреля (по новому стилю — 23 — 27). Затопило примерно пятую часть города, в том числе — крупнейшую электростанцию. Под воду ушло около 100 км улиц и переулков. Из населения, составлявшего тогда полтора миллиона человек, пострадали около 200 000. Было разрушено и повреждено более 25 000 строений - многие лишились жилья и всего имущества. Количество погибших точно неизвестно, но утверждают, что их были единицы.

Впрочем, были и те, кому наводнение принесло пользу. В затопленных и брошенных хозяевами квартирах успели поживиться мародеры. В частично лишенном света городе нарасхват, на радость торговцам, шли свечи, керосин и керосиновые лампы. Получили удовольствие и ценители прекрасного. Состоятельная публика, наняв лодки, каталась по стоявшему по пояс в воде городу, наблюдая, как дрожат и отражаются фонари у кремлевских стен в колеблющейся глади и река удваивает отражением золотые купола и прочие московские красоты.

-5

Но уже в пасхальную ночь кто мог добрался до Кремля. Таких оказалось более 100 000 человек — со всех концов Москвы. Все ждали первого удара колокола. Самые именитые люди города обходили с кружками толпу — собирали в пользу пострадавших. И не было того, если в кармане завалялся хоть медный грош, кто не внес бы свою долю.

Фото с сайта ретро-фотографий pastvu.com