О Георгии Победоносце
Сегодня отмечается День памяти святого Георгия Победоносца – покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. (В сущности, по юлианскому календарю дата – 23 апреля; как известно, православная церковь придерживается «старого стиля»– так что некоторая путаница присутствует… ну, ладно).
…Что касается самого Георгия (почитание которого восходит примерно к V веку), то из Жития нам известно: родился он не то в Турции, не то в Палестине; отличился на римской военной службе; получил богатое наследство – но потом уверовал, раздал имущество, отпустил рабов, открыто объявил себя христианином – и попал под репрессии… Утверждается, что Георгий входил в ближний круг императора Диоклетиана – потому тот практически самолично будет пытать его целых восемь дней. (Собственно, не пытать, а казнить – поскольку будущего святого колесовали, бросали в яму с негашёной известью, травили ядом, заставляли бегать в раскалённых железных сапогах – и так далее… но наутро он оказывался полностью исцелённым!.. В конечном счёте, злобному императору придётся оставить свою изобретательность, и попросту отрубить упорствующему голову… (А заодно – и своей проникшейся к мученику жене, Александре…)
…Не стоит даже говорить, что жену реального Диоклетиана звали иначе – а сам он (между прочим – сын вольноотпущенника из нынешней Черногории) известен относительно мягким нравом и установлением в империи кратковременного мира. Правда, христианство (которое считалось тогда чем-то вроде тоталитарной секты) император (сторонник исконных римских богов) и впрямь пытался запретить – но, многие считают, что главную роль тут играл его младший соправитель и наследник Гальба. В конце концов, Диоклетиан уйдёт в отставку и займётся фермерством… спустя время к нему придут с просьбой вернуться. «Посмотрите, какую славную я вырастил капусту – и не приставайте больше со всякой ерундой», – ответит бывший император, войдя в историю этим мемом...
…Впрочем, мы отвлеклись от Георгия – широко известного не своим мученичеством (хотя, учитывая феноменальную регенерацию, ещё неясно, кто кого мучил) – но победой над Змеем. Эта история приключится в Бейруте – некое чудовище поселилось вблизи города, требуя регулярной дани юными девами… каковых, видимо, тварь бездарно употребляла в пищу… Шли годы (а может, и десятилетия) – но однажды суровый жребий падёт на дщерь местного царя. Вот тут-то и настанет час Георгия… (Не станем обсуждать его избирательность – но заметим: это произойдёт уже после физической смерти героя). По наиболее распространённой версии, он немедленно пронзит чудовище копьём, по другой – обездвижит молитвой, после чего дева на поводке отведёт Змея в город… а там-то Георгий его, всё равно, прирежет… Разумеется, население массово уверует!..
…Да простится нам этот несколько легкомысленный пересказ – и перейдём к проникновению св. Георгия на Российский герб. Началось оно ещё в XIII веке – принято считать, что так называемый «езде́ц» впервые появляется на печати новгородского князя (деда Александра Невского) Мстислава Удатного (то есть – Удачливого). Поскольку именно эта династия положит начало московской – всадник, поражающий змея, перекочует в её символику; впервые, наряду с двуглавым орлом, мы видим его на печати Ивана III – потому есть мнение, что образ змееборца связан с окончательной победой над Ордой.
(Интересно, что на московских деньгах того времени главный персонаж изображался всё ещё с саблей (и назывались они – «сабельки») – а вот на более влиятельных «новгородках» – в привычном нам виде. Хотя – признанный авторитет, Даль, считал, что слово «копейка», всё-таки, произошло от «копить»…)
…Иван Грозный поначалу (не трогая орла) предпочтёт единорога – но потом вернётся к змееборцу…. Заметим: персонально в те времена, речь о Георгии не шла, подразумевался «…князь великий на коне, а имея копье в руце».
…И только при Петре нашем Первом (герб к тому времени давно устоялся) выйдет постановление – считать его св. Георгием… так и повелось…
P.S. …Как видим, исторические следы Св. Георгия просматриваются с трудом – но так ли это важно?.. Образ победоносного воина зажил самостоятельной жизнью, на протяжении столетий вдохновляя не только художников, но и, например, крестоносцев… между прочим, на Руси его звали Юрий – и с осенним Юрьевым днём (когда крестьяне, поначалу, могли уходить от барина на все четыре стороны) связана известная поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»... Впрочем, это – совсем другая история…