Симон посев. Симон-Гулимон
В день памяти св. Симона Зилота наши предки праздновали именины Матушки Сырой Земли. Они с большим благоговением смотрели на землю как на общую мать и кормилицу человечества. Предкам нашим она представлялась не бездушным предметом, а «живой тварью», которая, подобно человеку, могла иметь свои чувства. По старой русской пословице, «всяка душа празднику рада», и потому поселяне наши, желая достойно почтить именинницу, не берутся в этот день ни за какую земляную работу, не пашут, не боронят, не роют и особенно оберегаются вбивать в землю колья, чтобы не нарушить ее покоя.
В день апостола Симона Зилота ищут клады и верят, что искателям особенно помогает апостол Зилот. Слово «Зилот» в украинском языке созвучно слову «зилье», т.е. зелье, и золоту. Клады на Руси, как правило, закапывали в землю и хоронили их как можно лучше и «потайней».
На Симона Зилота собирают зелья у болота, копают коренья на зельях. Но для того чтобы, травы имели надлежащую целебную силу, надо собирать их умеючи — в определенное время, с соблюдением известных условий и обрядов. Человек, намеревающийся собирать травы, должен соблюдать телесную чистоту, поэтому он обыкновенно моется в бане и надевает чистое белье. Некоторые, особенно целебные и священные травы, не срываются даже прямо руками, а через чистые платы и рушники.
I век. Святой апостол Симон Кананит
Проповедник Евангелия в Абхазии, где и скончался.
1226 г. Симон
Епископ, один из авторов Киево-Печерского патерика.
Первоначально Симон был монахом Киево-Печерского монастыря, потом стал игуменом Рождественского монастыря во Владимире и духовником вел. княгини, жены Всеволода Юрьевича Большое Гнездо.
С 1214 г. с перерывами Симон — епископ Суздаля и Владимира.
При Симоне возводятся соборные храмы во Владимире и Суздале «в чин и подобие» Успенской церкви Киево-Печерского монастыря. Собор Рождества Богородицы в Суздале, хотя и в перестроечном виде, сохранился до наших дней и является замечательным памятником Владимиро-Суздальского зодчества.
Интерес и внимание Симона к церковному зодчеству отразились и в написанном им «Слове о создании церкви Печерской», где он рассказывает о возведении Владимиром Мономахом соборов в честь Богородицы в Суздале и Ростове.
1633 г.
Предание земле тела Троицкого архимандрита Дионисия
в Троицкой Лавре,
после отпевания в Москве патриархом Филаретом.
1712 г. Царевна Евдокия Алексеевна
Второй ребенок и старшая дочь в семье Царя Алексея Михайловича
и его первой жены Марии Милославской.
Родилась 17.02.1650 в Москве.
Всегда старалась держаться в стороне от событий. Но после Стрелецкого бунта 1698 г. Петр I подозревал ее в сочувствии к младшей сестре Софье. Однако причастность Евдокии к мятежу не была доказана, и Петр ее не тронул. Оставшуюся жизнь провела в стенах Новодевичьего монастыря, но пострига не принимала.
Келейная икона этой царевны «Богоматерь Иверская Понтаитисса», написанная в XVII в. на Северных Балканах, и сейчас находится в Новодевичьем монастыре.
Похоронена в Смоленском соборе Московского Новодевичьего монастыря.
1731 г.
По Указу Императрицы Анны Иоанновны, Сенатом была учреждена Охотская военная флотилия – провозвестник Тихоокеанского флота.
1744 г.
Императрица Елизавета Петровна утвердила доклад Сената «О не отмене смертной казни для воров, разбойников, убийц и делателей фальшивых денег», но распорядилась предоставлять все смертные приговоры на «высочайшее утверждение».
Ни один из приговоров не был ею санкционирован; тем самым смертная казнь отменялась не юридически, но фактически.
1855 г.
Оставшиеся в Японском порту Симода, после землетрясения и гибели корабля «Диана»: вице-адмирал Е.В. Путятин,
4 офицера, 2 юнкера и 40 матросов при помощи японцев построили шхуну «Хэда» на которой после двухнедельного плавания 10 мая достигли Петропавловска.
Память о русских моряках свято чтится в поселке Хэда. На месте постройки шхуны в 1923 г. была поставлена каменная стела на деньги, собранные жителями. В июне 1969 г. там открылся музей, посвященный команде «Диана».
1883 г. Торжественный въезд в Москву на Коронование Александра III.
1907 г.
П.А. Столыпин
выступил в Государственной Думе с речью «Об устройстве быта крестьян и о праве собственности»: «Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. В западных государствах на это потребовались десятилетия… Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, пусть освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!».
1910 г. Создано совещание о Государственном флаге
Государь Император Николай II учредил при Министерстве юстиции новое совещание по вопросу о Государственном флаге, которое за два годы работы провело всестороннее и глубоко-научное исследование, пригласив к участию в нем известных специалистов. На совещании разгорелась идейная полемика между либералами и монархистами. На стороне первых выступали представители Морского министерства, вторых – Министерства внутренних дел и юстиции. Главным оратором либералов был капитан П.И. Белавенец, монархистов – историк Ю.В. Арсеньев.
18 июня 1913 г. комиссия постановила: «Черно-желто-белые цвета должны быть запечатлены в государственном (национальном) флаге ...Правительственные и казенные здания должны быть украшены черно-желто-белыми флагами». Бело-сине-красный флаг был снова оставлен для частного употребления, наряду с государственным. В ноябре 1913 г. материалы комиссии и Особого совещания опять передали в Совет министров, который при Министерстве юстиции созвал новое Особое совещание, подтвердившего весной 1914 г. решения двух предыдущих. Казалось бы, сложный и важный вопрос решен раз и навсегда в пользу черно-желто-белого флага. Однако через несколько месяцев началась Первая мировая война и в дело вмешалась политика – конституционная Англия и республиканская Франция стали военными союзниками России, а монархическая Германия, флаг которой походил на предложенный русский, – ее противником.
Очевидно, под влиянием этих преходящих обстоятельств Император Николай II 11 сентября 1914 г., через полтора месяца после начала войны, издал указ: «сохранить для внешнего украшения зданий в торжественные дни, так и во всех остальных случаях частного и общественного быта... исключительно бело-сине-красный флаг и не допускать подъема в этих случаях нового флага-символа, содержащего в своем рисунке Императорский штандарт». Последняя фраза отменяла собственное решение Николая Александровича от 12 августа того же года «разрешить в настоящее время в частном быту флагов, изображающих символ единения ЦАРЯ с Народом». Согласно этому решению, в крыже триколора помещался черный двухглавый орел на золотом фоне.
1918 г.
Прибытие Царевича-Мученика Алексия и Царевен-Мучениц Ольги, Татианы и Анастасии из Тобольска в Екатеринбург. Воссоединение Царственных Узников перед мученической кончиной.
1918 г. Грузия провозглашает независимость от России.
1996 г. Воин-мученик Евгений Родионов
Родился 23.05.1977.
Евгения и еще троих солдат захватили в плен у селения Галашки на чечено-ингушской границе, всего пол года прослуживших в армии и только месяц назад прибывших на эту заставу. Их одних, без сопровождения командиров блок пост. К посту подъехала машина скорой помощи, пограничники вышли проверить, что находится внутри. Как выяснилось потом, в автомобиле перевозили оружие. Неожиданно из скорой помощи выскочили боевики и, используя внезапность, сумели обезоружить солдат и затолкать их в машину.
Так начался мученический путь четырех русских парней. Чеченские бандиты требовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял с себя нательный крест и согласился принять магометанство. Евгений отказался, и озверевшие боевики после трехмесячных пыток и издевательств обезглавили православного воина. Это произошло в Бамуте 23 мая, в самый день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет.