Евсеев день
Евсей, народное название дня мч. Евсевия и иных, за принятие Христа во время казни св. Георгия усеченных, «Пришел Евсей — овсы отсей», — говорили крестьяне. День этот считался крестьянами сроком сева овса.
272 г. Мученик Савва Стратилат
Мученик Савва происходил из готфского племени. Своей храбростью он достиг высокого чина воеводы-стратилата и служил при императоре Аврелиане (270 – 275).
С юности Савва был христианином и усердно следовал заповедям Христа, помогал неимущим, посещал в темницах заключенных христиан. За чистую и добродетельную жизнь святой получил от Господа дар чудотворения и Именем Христа исцелял больных, изгонял бесов.
Когда император узнал, что св. Савва христианин, он потребовал от него отречения.
Мученик сбросил воинский пояс и подтвердил, что не оставит свою веру. Его били, опаляли свечами, бросили в котел со смолой, но мученик оставался невредимым. Видя его мучения, уверовали во Христа 70 воинов, которых тут же усекли мечом.
Св. Савву бросили в темницу. В полночь во время молитвы мученику явился Христос и осиял его светом Своей Славы. Спаситель повелел ему не бояться, но дерзать. Укрепленный, мученик Савва перенес наутро новые мучения и был утоплен в реке.
XIII век. Преподобный Савва
и Алексей Печерский
1405 г. Явление чудотворной иконы Божией Матери Молченской (Путивльской).
1742 г. Для въезда на коронационные торжества Императрицы Елизаветы построены московским купечеством Красные ворота.
В 1934 г. при реконструкции Москвы они были уничтожены.
1762 г. Петр III выводит Россию из Семилетней войны, отказавшись от завоеванной Восточной Пруссии.
В результате мирного договора, подписанного в этот день Петром III, Россия добровольно отказалась от всех своих важных приобретений в этой войне (Восточная Пруссия). Такая политика Петра III, оскорблявшая понесенные в войне жертвы (138 тысяч человек), вызвала возмущение в русском обществе, способствовала падению его популярности и в конечном итоге, его свержению.
Тем не менее, в боевых качествах нашей армии, единственной армии антипрусской коалиции, имевшей, по результатам сражений с «победителями»-пруссаками, положительный итог, Европа за это время смогла убедиться. Несмотря на безрезультатный итог Семилетняя война прославила в Европе силу русского оружия.
1780 г. Императрица Екатерина II официально жаловала герб С.-Петербургу.
1915 г. Щербатов Александр Григорьевич
Князь, православный мыслитель, экономист, публицист, общественный деятель. Родился 10.10.1850 в С.-Петербурге в знатной и богатой семье.
В своих наиболее важных трудах он предстает как теоретик монархического движения. Так в 1908 г. он опубликовал сочинение «Обновленная Россия», которое было своего рода манифестом консервативного реформаторства. Любые преобразования, полагал он, должны опираться на традицию, а «Русская народность могуча своим христианством, своей самодержавной государственностью и своей творческой самобытностью».
Формулируя главную идею сочинения, он писал: «Основная мысль настоящей книги в том, что вся будущность русской народности в ее самостоятельном обновлении. Руководствуясь великим своим прошлым, приспособляясь к современным условиям и пользуясь средствами и указаниями современной науки и современной техники, русская народность должна обосновываться в единении своем с Православной Церковью, всесторонне удовлетворяющей духовным и жизненным потребностям приходской жизнью, коренящейся в Церкви на началах соборности, вокруг Церкви на началах общественности.
В государственном деле русская народность должна иметь своей целью пользу государственную при сильной верховной власти в лице неограниченного самодержавного Царя, Божьего помазанника, Верховного судьи и единого своего представителя, черпающего свою власть из Божьей благодати и непосредственного единения с русским народом». Главными противниками русской народности он называл «петербургское чиновничество и иностранный капитал». Для противодействия им, по мысли кн. Щербатова, «нужны создание русского народного общественного мнения и производительная народная творческая работа». «В настоящее время главная задача русской народности — освободиться от заграничной задолженности и не допустить захвата русской земли иностранным капиталом».
Щербатов предлагал рассматривать дело государственной обороны как общенародную задачу. Особую опасность во время войны для любого государства представляет собой «пятая колонна». Успешно бороться с происками врагов может «только стойкий, патриотический и сплоченный в своих мельчайших единицах народ», который сможет «выбросить из своей среды всякий враждебный и чуждый ему элемент».
«В стране и в войске, состоящих из сплоченных мелких частиц, не мыслимы ни революция, ни неприятельское шпионство, ни неприятельские провокации, ни проникновение враждебных агентов для преступных действий». Основой обновленной России, залогом укрепления мощи русского народа и государства, считал Щербатов, должен стать православный приход. Тогда все враждебные русской народности силы подчиняются русскому народному духу, проявившему себя во всей широте в православных приходах. Но для этого нужно, чтобы каждый приход представлял собой самобытную, со всех сторон обороненную от чуждых влияний твердыню русской народности. Никакое самое сильное вооружение не спасет Россию от гибели, ни какие гениальные полководцы не приведут ее к победе. «Сила России – в церковно-приходском единении русской народности».
1934 г. Создание на Амуре Еврейской автономной области с центром в Биробиджане.
1945 г. В 2 ч. 41 мин. в Реймсе, был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.