Доверие в наше время является ценнейшим качеством. На доверии мы выстраиваем отношения, и чем больше доверие между людьми, тем они крепче и плодотворнее.
Но что делать, если к вам нет доверия? Если вы его ещё не приобрели или потеряли? В первом случае не всё так уж и плохо, и доверие можно заслужить. Во втором же случае всё куда печальнее: вы утратили возможность эффективно взаимодействовать с людьми или с отдельным человеком, и восстановить высокий уровень доверия будет весьма проблематично, если, конечно, это будет вообще возможным.
На самом деле, я давно искал такую цепляющую фразу, которую повторял бы каждый день, которую я бы записал на листок бумаги и наклеил на холодильник. И недавно я нашёл такую фразу в одной из книг, и это: "Сначала стремитесь понять, а потом быть понятыми". И прежде чем я раскрою эту фразу так, как я её понимаю, опишу о таком основополагающем понятии к эффективному построению отношений, как эмоциональный банковский счёт. Это такой счёт, в который мы вкладываем себя, наши доброжелательные намерения и положительные эмоции. И чем больше таких вкладов мы делаем - тем больше уровень доверия. И важно постоянно пополнять этот счёт, иначе он может опустошиться. Так вот, говоря о фразе: "Сначала стремитесь понять, а потом быть понятыми" означает, что сначала мы должны не просто выслушать человека, а искренне, всем сердцем, понять его. Дать необходимый психологический кислород, который обеспечит необходимой удовлетворённостью и пониманием. Уже это даст огромный эмоциональный вклад на счёт. Но чтобы сделать это эффективно, нужно рассматривать проблему с его точки зрения, вам следует поставить себя на место человека и решать поставленную задачу, не основываясь на свой опыт и эмоции. Если вы будете делать иначе, если будете давать оценку и критиковать - за этим последует незамедлительное снятие со счёта. Доверие резко упадёт.
В любом случае, вы должны не реагировать, а желать человеку лишь добра и внимательно, с неподдельным желанием помочь, слушать человека. Затем, когда вы добрались до последнего слоя, до истинной сути проблемы, предоставить возможное решение. В этом случае возможно и такое, что человек по ходу дела сам разбирается в своей трудности, поэтому не стоить говорить лишнего, применяя какие-либо приёмы и техники - это может оказать медвежью услугу.
Когда вы, действительно, хотите понять человека, как бы то ни было удивительно, он сам начинает раскрываться, ибо он сам этого хочет, но, к сожалению, до этого не было такого человека, который был способен принять всё то,о чём он говорит и понять это. Таким образом, здесь мы уже можем оказывать положительное влияние, приходя к наилучшему решению проблемы, которое приведёт к душевному самоудовлетворению.