Текст: Антон Ширяев; Фото: компаний-производителей
Мы уже рассказывали вам, какие новые легковые машины с АКП можно купить за полмиллиона рублей, а также про самые дешёвые легковые автомобили и кроссоверы, доступные у официальных дилеров на нашем рынке. Теперь пришло время взглянуть на рынок second hand, ведь на нём за указанную сумму можно купить куда более солидные и богато оснащённые машины. Как и в предыдущем обзоре, посвящённом подержанным кроссоверам за 1 500 000 руб., у нас есть несколько условий отбора машин для рейтинга.
Это возраст 3-4 года, 1 владелец и пробег не более 50 000 км. Наша логика простая: если вы раздумывали над покупкой нового автомобиля, то вряд ли вас заинтересуют пожилые машины с большими пробегами. В связи с ростом цен на новые машины, дорожает и second hand – выбор машин, которые соответствуют нашим условиям и при этом стоят 500 000 руб., ограничен – не более 15 моделей. Мы отобрали 7 лучших вариантов и предложили альтернативу, где она есть.
Самый лучший выбор при наличии 500 000 руб. – седан Volkswagen Polo калужской сборки. Машина выпускается с 2010 года и оснащается 1.6-литровым атмосферным двигателем с распределенным впрыском мощностью 85 или 105 л.с. и 6-ступенчатыми МКП и АКП. Автоматическая трансмиссия шла в паре исключительно с более мощной версией силового агрегата.
В 2015 году седан пережил рестайлинг, в ходе которого автомобиль получил новый двигатель 1.6 мощностью 90 или 110 л.с. Тогда же производство двигателей для Polo наладили в Калуге. «Немец» из Калуги – пожалуй, самый надёжный автомобиль в нашем обзоре. Седан почти не доставляет проблем и к пробегу в 100 000 км, что уж говорить о свежих машинах, которые участвуют в нашем обзоре.
Машины из первых партий расстраивали неряшливой сборкой: отваливались уплотнители, проседала крышка багажника, были неровно установлены крылья, но к 2012 году немцы навели на заводе порядок. Но надёжность – это далеко не единственная причина остановить свой выбор именно на Volkswagen. Немецкий седан радует эталонной эргономикой, лучшей в классе управляемостью, плавной работой 6-ступенчатого автомата. Минусы Polo – отсутствие альтернативы не слишком мощному 1.6-литровому мотору и очень жёсткая подвеска, заставляющая сбрасывать скорость до минимума на плохой дороге. В остальном – это объективно лучший выбор. Главное, не нарваться на машину из такси со скрученным пробегом.
Если по каким-то причинам вам не мил Volkswagen Polo, то самый логичный вариант –обратить внимание на Hyundai Solaris или, в качестве альтернативы, на соплатформенный KIA Rio. Обе машины выпускают на одном заводе, у них общая агрегатная база, поэтому выбор в пользу одного из них обусловлен исключительно вкусовыми пристрастиями.
В качестве базового варианта мы предлагаем Solaris, так как он элементарно более популярен – на рынке таких машин больше. Зато в пользу KIA говорит и её меньшая распространённость среди такси – меньше риск нарваться на машину со скрученным пробегом. За 500 000 руб. можно купить лишь дорестайлинговых «корейцев». Мы подробно писали о том, как выбрать подержанный Hyundai Solaris, поэтому в этот раз обойдёмся без подробностей и лишь констатируем, что модель радует надёжностью и дешевизной запчастей.
Что касается версии, которой стоит отдать предпочтение, то это однозначно машины с топовым двигателем 1.6 мощностью 123 л.с. и 6-ступенчатым «автоматом». Сейчас такую коробку получил и младший мотор, но в 2012 и 2013 годах он был прерогативой старшего силового агрегата. И ищите машины с богатым оснащением. Выбор хэтчбека лишит вас большого багажника, но гарантирует, что машина не использовалась в качестве такси. Правда хэтчбеков гораздо меньше, чем седанов.
К счастью, несмотря на стремительный рост цен, за полмиллиона рублей всё ещё можно купить свежий автомобиль С-сегмента. В нашем хит-параде лучших новых седанов С-сегмента Ford Focus 3 занял третье место. Учитывая, что опередившие его Nissan Sentra и Toyota Corolla на рынке second hand не купить, именно машина из Всеволжска становится лучшим предложением среди подержаных машин.
До рестайлинга прошлого года Focus 3 в России оснащался в основном теми же силовыми агрегатами, что и предшественник: атмосферные 1.6 семейства Duratec в трёх вариантах форсировки – 85, 105 и 125 л.с. и 2.0-литровый двигатель, который форсировали до 150 л.с. Единственным новым двигателем стал 140-сильный дизель Duratorq, но на такие машины приходится всего 1% продаж, да в наш бюджет она не помещается.
Главной же новинкой стала роботизированная коробка передач PowerShift. Она придала машине живости и экономичности даже со старыми моторами. Так как и силовые агрегаты на третьем Focus стояли проверенные, и в целом машина построена на модифицированной платформе предшественника, именно с коробкой связаны главные проблемы и опасения. К счастью, PowerShift оказался куда надёжнее DSG, но некоторые проблемы с коробкой всё же есть: течь сальников, рывки при переключениях и ранний выход из строя сцепления. В ответ Ford провёл сервисную кампанию, в ходе которой был перепрограммирован блок управления коробкой, а также была создана специальная программа техобслуживания, позволяющая продлить жизнь коробке.
Ну, и гарантия на проблемные узлы была, на всякий случай, продлена. Поэтому перед покупкой обязательно прокатитесь на машине – если коробка переключается без рывков и не откатывается на старте, машину можно смело покупать. На рынке за наш бюджет есть и седаны, и хэтчбеки, и универсалы как с мотором 1.6, так и с 2.0-литровым силовым агрегатом. Как показал наш сравнительный тест, в котором Focus выступил очень сильно, даже машине со 125-сильным мотором хватает динамики. Поэтому выбор зависит от того, что вам важнее –мощный мотор или богатая комплектация.
Страшненький седан Chevrolet выпускали на заводе в Асаке, что в солнечном Узбекистане. В отличие от соплатформенного Aveo, Cobalt изначально разрабатывался для рынков развивающихся стран, поэтому машина радует фантастической энергоёмкостью подвески и неплохой надёжностью. Особенно на фоне соплатформенного Aveo с его текущими амортизаторами.
Увы, в отличие от Solaris, Rio и Polo, узбекский Chevrolet и снаружи, и внутри ощущается бюджетным автомобилем. Фактически Cobalt –это альтернатива Logan, древняя автоматическая трансмиссия которого расстраивает и своей работой, и своей надёжностью. Chevrolet же щеголяет современной 6-ступенчатой коробкой. Он работает в паре с 106-сильным двигателем 1.6.
Если Cobalt кажется вам слишком уродливым и убогим, то можно сделать выбор и в пользу Aveo. У двух машин общие моторы, а Aveo доступен также и в кузове хэтчбек. Но рекомендовать «четырёхглазого» малыша мы можем только при условии эксплуатации по дорогам с ровным покрытием. Подробнее познакомиться с машинами можно в наших статьях о путешествии на Cobalt в Киргизию и тест-драйве Aveo.
Далеко не каждому семейному человеку подойдёт седан с его узким проёмом крышки багажника. К счастью, на рынке есть предложение и для таких клиентов – в прошлом хит рынка микровенов Nissan Note. Японский автомобиль долгие годы безраздельно правил в этом сегменте рынка, но со сменой поколений покинул нашу страну.
Поэтому выбор в пользу подержанного Note может быть обусловлен не только ограниченным бюджетом, но и желанием купить автомобиль вымершего на рынке новых автомобилей сегмента. Note первого поколения продавался в Европе и России с 2005 по 2012 годы. В 2009 году микровен пережил рестайлинг, в ходе которого была переработана передняя часть и внесены небольшие изменения в интерьер.
Микровен оснащался двумя бензиновыми двигателями объёмом 1.4 и 1.6 литра мощностью 88 и 110 л.с. соответственно. Но в наш обзор попадают только машины с более мощным мотором, в силу того, что 88-сильный двигатель агрегатировался исключительно с «механикой». Что касается двигателя 1.6, то для него был доступен и старенький, но весьма надёжный 4-ступенчатый «автомат» Jatco.
У Note много странных технических решений, бьющих по карману при ремонте. Чего стоят одни только рулевые тяги, меняющиеся исключительно в сборе с рейкой! Но, к счастью, столкнуться с ними придётся только при пробеге более 100 000 км. А при меньших пробегах все проблемы сводятся к выходящим из строя задним сайлентблокам (меняются вместе с рычагами), опорным подшипникам передних амортизаторов и стойки стабилизаторов. Но стоят они относительно недорого.
Все машины в нашем списке подходят скорее возрастным клиентам мужского пола, но что делать, если вы молодая девушка? Не Cobalt же выбирать! Стильные хэтчбеки В-сегмента – ещё один вымерший вид. На рынке новых машин остались лишь премиальные MINI Cooper да Citroen DS3, ну а среди second hand доминируют Opel Corsa. Конечно, изредка попадаются и Peugeot 208, и Citroen C3, но их слишком мало, поэтому с поиском подходящей машины могут быть проблемы.
Что касается немецкого хэтча, то он предлагался с трёх- и пятидверными кузовами, двигателями объёмом 1.0, 1.2, 1.4 и 1.6 литра мощностью 68, 85, 100 и 150 л.с. соответственно. Базовый и топовый оснащались исключительно «механикой», поэтому в наш обзор не попадают.
Среди двух других выбор нужно делать в пользу более мощного двигателя, так как он агрегатируется с пусть и стареньким, но достаточно надёжным и адекватно работающим «автоматом», в то время как 1.2-литровый силовой агрегат работал в паре с простейшим роботом с одним сцеплением. Как вы понимаете, он не радует ни плавностью работы, ни быстродействием. Увы, именно таких машин на рынке больше, но поищите 1.4-литровую Corsa – это стоит того.
Она надёжнее, динамичнее и экономичнее в реальной жизни. Слабые места Corsa – это рулевая рейка, стойки стабилизаторов и катушки зажигания (в Corsa это единый модуль на все четыре цилиндра). Вообще электрика – далеко не самая сильная сторона маленького Opel. Тем не менее даже в начале своего производственного цикла Corsa была достаточно надёжной машиной, а уж к его концу и вовсе выбилась в отличники.
До появления адаптированных для России Citroen C4 Sedan и Peugeot 408, французы выпускали на своём заводе в Калуге европейские хэтчбеки С4 и 308, которые тем не менее получили адаптированные подвески. Машины представляли собой неплохой микс французской управляемости и энергоёмкости третьего мира. Под капотом устанавливались два 1.6-литровый мотора: атмосферный, мощностью 120 л.с. и турбированный с отдачей в 150 л.с.
До рестайлинга в 2011 году обе машины подверглись рестайлингу. До этого оба двигателя работали в паре с 4-ступенчатым «автоматом» собственного производства, а после него турбированный агрегат получил 6-ступенчатую коробку Aisin.
Честно говоря, парочка соплатформенных «французов» Citroen C4 второго поколения и Peugeot 308 не отнести к самым надёжным машинам. Проблемы может преподнести и электрика, и двигатели, и коробка передач. Тогда что французский автомобиль делает в этом рейтинге? Дело в том, что большинство проблем или уже были решены во время рестайлинга 2011 года, или их устранение стоит не слишком дорого, или возникают они после 100 000 км. Всё это означает, что покупка свежей «трёхлетки» 2012-2013 года не выглядит такой уж безумной авантюрой.
Ведь претензий к «автомату» Aisin нет, да и печально известная «четырёхступка» AL4 подкидывает проблемы в виде ремонта гидроблока (около 25 000 руб.) или блока управления (20 000 руб.) лишь при пробеге около 100 000 км. Что касается двигателей, то проблемы с вытягивающейся цепью ГРМ, текущей помпой, забивающимися выпускными каналами, не выдававшей нужного давления турбиной и другие прекрасные особенности, французским мотором были в целом решены. Конечно, мелкие проблемы с электрикой никуда не делись, но без них французы не французы.